Пишем игру змейка (Snake) на C++

795
Исходный код игры змейка (Snake) на C++
Исходный код игры змейка (Snake) на C++

Исходный код игры змейка (Snake) на C++

Управление змейкой клавишами управления курсором. Esc — завершение игры. Для выхода из игры надо нажать Esc или клавишу N на вопрос «Once more?». Змейка не должна натыкаться на стенки и на собственный хвост. Это — смерть. Змейка не умеет ползать хвостом вперёд. Попытаться заставить её это сделать — верная смерть. Кормить змейку надо, естественно, долларами. Когда змейка ест, она растёт.

Программа написана для Windows 2000 Professional (и выше). Для переноса под другие операционки необходимо переписать реализацию класса CScreen и иметь порт библиотеки conio.h.

Компилировал TDM-GCC 4.8.1 64-bit. С другими компиляторами не проверял.

Скачать исходный код игры змейка (Snake) на C++

main.cpp

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 * Game "Oldschool Snake
 *
 */

#include <iostream>
#include <conio.h>

#include "CScreen.h"
#include "CGame.h"

using namespace std;


int main() {

    setlocale(LC_ALL, "Russian");

    try {
        CScreen screen;
        screen.cursor_show(false);
        screen.text_attr((WORD)0x0a);
        screen.cls();
        CGame game(screen, 80, 24, 120);

        game.logo();

        game.read_top10();
        game.top10(false);
        game.pak(18);

        do {
            game.game_loop();
            game.top10(true);

        } while (game.once_more());

        game.goodbye();
    }
    catch(CSScreenException& ex) {
        cerr << "*** " << ex.what() << endl;
    }

    return 0;
}

 

CScreen.h

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 */

#ifndef __CSCREEN_H__
#define __CSCREEN_H__

#include <windows.h>

/*
Класс исключения для класса CScreen
*/

class CSScreenException {
public:
    CSScreenException(int _err) : err(_err) {}
    const char *what();         // возвращает строку с описанием ошибки
    int err;                    // код ошибки
};


/*
Класс CScreen содержит системозависимые вызовы для вывода на консоль.

Данная реализация предназначена для ОС MS Windows 2000 Professional
и более поздних.

Система координат:
    (0, 0)  - левый верхний угол экрана
    ось X   - горизонтально вправо
    ось Y   - вертикально вниз (положительное направление)
*/

class CScreen {
public:
    CScreen();
    ~CScreen();
    void cursor_show(bool visible);                 // показать/скрыть курсор
    void text_attr(WORD attr);                      // установить цвет текста/фона
    void pos(int x, int y, char ch = 0);            // позиционирование курсора и
                                                    // вывод символа, если ch != 0
    void pos_str(int x, int y, const char *str);    // позиционирование курсора
                                                    // и вывод строки
    void cls();                                     // очистка экрана

private:
    HANDLE hConsoleOutput;
    CONSOLE_CURSOR_INFO oldCursorInfo, curCursorInfo;
    WORD oldTextAttr;
};


#endif // __CSCREEN_H__

 

CScreen.cpp

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 */

#include "CScreen.h"

#include <conio.h>

const char *msgs[] = {
    "",
    "Failed GetStdHandle(): INVALID_HANDLE_VALUE",
    "Failed GetConsoleCursorInfo()",
    "Failed SetConsoleCursorInfo()",
    "Failed SetConsoleCursorPosition()"
};

const char *CSScreenException::what() {
    return msgs[err];
}

CScreen::CScreen() {
    hConsoleOutput = GetStdHandle(STD_OUTPUT_HANDLE);
    if (hConsoleOutput == INVALID_HANDLE_VALUE)
        throw CSScreenException(1);    // "INVALID_HANDLE_VALUE"

    if (!GetConsoleCursorInfo(hConsoleOutput, &oldCursorInfo))
        throw CSScreenException(2);
    curCursorInfo.dwSize = oldCursorInfo.dwSize;
    curCursorInfo.bVisible = oldCursorInfo.bVisible;

    CONSOLE_SCREEN_BUFFER_INFO csbi;
    GetConsoleScreenBufferInfo(hConsoleOutput, &csbi);
    oldTextAttr = csbi.wAttributes;
}

CScreen::~CScreen() {
    SetConsoleCursorInfo(hConsoleOutput, &oldCursorInfo);
    SetConsoleTextAttribute(hConsoleOutput, oldTextAttr);
}

void CScreen::cursor_show(bool visible) {
    curCursorInfo.bVisible = visible;
    if (!SetConsoleCursorInfo(hConsoleOutput, &curCursorInfo))
        throw CSScreenException(3);
}

void CScreen::text_attr(WORD attr) {
    SetConsoleTextAttribute(hConsoleOutput, attr);
}

void CScreen::pos(int x, int y, char ch) {
    COORD point;
    point.X = static_cast<SHORT>(x);
    point.Y = static_cast<SHORT>(y);
    if (!SetConsoleCursorPosition(hConsoleOutput, point))
        throw CSScreenException(4);
    if (ch > 0)
        _putch(ch);
}

void CScreen::pos_str(int x, int y, const char *str) {
    pos(x, y);
    _cprintf("%s", str);
}

void CScreen::cls() {
    system("cls");
}

 

SCoord.h

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 */

#ifndef __SCOORD_H__
#define __SCOORD_H__

struct SCoord {
    int x, y;
    SCoord() : x(0), y(0) {}
    SCoord(int _x, int _y) : x(_x), y(_y) {}
    SCoord& operator +=(const SCoord& op);
};

SCoord operator +(const SCoord& op1, const SCoord& op2);
bool operator ==(const SCoord& op1, const SCoord& op2);

#endif // __SCOORD_H__

 

SCoord.cpp

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 */

#include "SCoord.h"

SCoord& SCoord::operator +=(const SCoord& op) {
    x += op.x;
    y += op.y;
    return *this;
}

SCoord operator +(const SCoord& op1, const SCoord& op2) {
    return SCoord(op1.x + op2.x, op1.y + op2.y);
}

bool operator ==(const SCoord& op1, const SCoord& op2) {
    return op1.x == op2.x && op1.y == op2.y;
}

 

CSnake.h

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 */

#ifndef __CSNAKE_H__
#define __CSNAKE_H__

#include <vector>

#include "SCoord.h"
#include "CScreen.h"

using namespace std;

typedef vector<SCoord> CoordVector;

class CSnake {
public:
    CSnake();
    void reset(SCoord start_pos);                   // "сброс" змеи
    void draw(CScreen& scr);                        // первичная отрисовка змеи на экране
    void move(const SCoord& delta, CScreen& scr);   // передвижение змеи на приращение координат
    void grow(const SCoord& pos, int growbits);     // увеличение длины змеи
    bool into(const SCoord& pos);                   // проверка попадания координаты в тело змеи
    SCoord head();                                  // метод возвращает координаты головы змеи
    int size();                                     // метод возвращает длину змеи

private:
    CoordVector worm;       // вектор координат сегментов тела змеи
    char head_mark;         // символ, которым отрисовывается голова змеи
    unsigned int drawn;     // длина отрисованного тела змеи
};

#endif // __CSNAKE_H__

 

CSnake.cpp

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 */

#include "CSnake.h"

const char SNAKE_TAIL = '@';        // символ для отрисовки сегментов тела змеи, кроме головы


CSnake::CSnake() {
    head_mark = '<';
}

void CSnake::reset(SCoord start_pos) {
    worm.clear();
    worm.reserve(1000);         // зарезервировть память
    worm.push_back(start_pos);  // добавить координаты головы
    worm.push_back(start_pos);  // добавить координаты хвоста
    worm[0].x++;                // координата x хвоста - на 1 правее
}

void CSnake::draw(CScreen& scr) {
    unsigned int wsize = worm.size() - 1;
    for (unsigned int i = 0; i < wsize; i++)
        scr.pos(worm[i].x, worm[i].y, SNAKE_TAIL);
    scr.pos(worm[wsize].x, worm[wsize].y, head_mark);
    drawn = worm.size();
}

void CSnake::move(const SCoord& delta, CScreen& scr) {
    // При перемещении змеи перерисовывается только положение головы (и первого сегмента)
    // и положение хвоста. Остальные сегменты змеи не перерисовываются.

    // Перерисовка хвоста.
    // Длина змеи увеличивается, когда змея растёт (метод grow()),
    // но змея на экране не изменяется. Поэтому, если отрисованная длина змеи
    // совпадает с реальной длиной, то на экране затирается последний сегмент змеи (хвост).
    // В противном случае, хвост остаётся на месте, голова сдвигается на единицу,
    // а отрисованная длина увеличивается.
    if (drawn == worm.size())
        scr.pos(worm[0].x, worm[0].y, ' ');
    else
        drawn++;

    // сдвиг координат в векторе без отрисовки
    for (unsigned int i = 1; i < worm.size(); i++)
        worm[i - 1] = worm[i];

    worm[worm.size()-1] += delta;       // координата головы изменяется на приращение

    // выбор символа для отрисовки головы в зависимости от направления движения
    if (delta.x < 0)
        head_mark = '<';
    else if (delta.x > 0)
        head_mark = '>';
    else if (delta.y < 0)
        head_mark = 'A';
    else // (delta.y > 0)
        head_mark = 'V';

    // Перерисовка головы и первого сегмента змеи.
    scr.pos(worm[worm.size() - 1].x, worm[worm.size() - 1].y, head_mark);
    scr.pos(worm[worm.size() - 2].x, worm[worm.size() - 2].y, SNAKE_TAIL);
}

void CSnake::grow(const SCoord& pos, int growbits) {
    for (int i = 0; i < growbits; ++i)
        worm.insert(worm.begin(), pos);
}

bool CSnake::into(const SCoord& pos) {
    for (unsigned int i = 0; i < worm.size(); i++)
        if (worm[i].x == pos.x && worm[i].y == pos.y)
            return true;
    return false;
}

SCoord CSnake::head() {
    return worm[worm.size() - 1];
}

int CSnake::size() {
    return static_cast<int>(worm.size());
}

 

CGame.h

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 */

#ifndef __CGAME_H__
#define __CGAME_H__

#include <time.h>
#include <fstream>
#include <utility>

#include "CScreen.h"
#include "CSnake.h"
#include "SCoord.h"

using namespace std;

const int NAMELENGTH = 16;      // размер буфера для имени игрока

// Структура для хранения результата игры

struct SRecord {
    char name[NAMELENGTH];      // имя игрока
    double rating;              // рейтинг
    int length;                 // длина змеи
    double game_time;           // время игры
    time_t date;                // дата и время окончания игры

    SRecord();
    void as_string(char *buffer);   // отформатированная строка результата
};


class CGame {
public:
    CGame(CScreen& _scr, int _width = 80, int _height = 24, int _latency = 100);
    void game_loop();           // основной цикл игры
    void top10(bool after_game); // работа с таблицей 10 лучших результатов
    bool once_more();           // вывод запроса и приём ответа от игрока
    void pak(int y);            // "Press any key for continue..."
    void read_top10();          // чтение из файла таблицы 10 лучших результатов
    void write_top10();         // запись в файл таблицы 10 лучших результатов
    void logo();                // вывод заставки игры
    void goodbye();             // вывод копирайта по окончании игры

private:
    enum Command { CMD_NOCOMMAND = 0, CMD_EXIT, CMD_LEFT, CMD_RIGHT, CMD_UP, CMD_DOWN };
    enum State { STATE_OK, STATE_EXIT, STATE_DIED };

    typedef pair<int, Command> CmdPair;

    int width, height;      // ширина и высота игрового поля
    int latency;            // задержка между изменением позиции в миллисекундах
    CScreen scr;            // подсистема визуализации
    CSnake snake;           // змейка
    double duration_game;   // длительность игры
    double rating, rating_i; // рейтинг итоговый и частичный

    SRecord ttop10[10];     // таблица 10 лучших результатов

    CmdPair cmd_table[5];   // таблица команд управления игрой

    void draw_field();      // прорисовка игрового поля
    SCoord make_food();     // вычисление позиции для еды
    void print_stat();      // вывод текущей статистики ниже игрового поля
    Command get_command();  // приём команды с клавиатуры
    void top10_table();     // вывод таблицы 10 лучших результатов
};



#endif // __CGAME_H__

 

CGame.cpp

/*
 * (c) Cranium, aka Череп. 2014
 * GNU GPL
 *
 */

#include "CGame.h"

#include <iostream>
#include <cstring>
#include <conio.h>

// форматная строка для форматирования результата игры
const char *recordFormatStr = "%-15s  %9.4f  %4u  %7.2f  %s";

SRecord::SRecord() {
    name[0] = '\0';
    rating = 0.0;
    length = 0;
    game_time = 0;
    date = static_cast<time_t>(0);
}

void SRecord::as_string(char *buffer) {
    sprintf(buffer, recordFormatStr, name, rating, length, game_time, ctime(&date));
}

ostream& operator << (ostream& os, const SRecord& rec) {
    os
        << rec.rating << ' '
        << rec.length << ' '
        << rec.game_time << ' '
        << rec.date << ' '
        << rec.name << endl;
    return os;
}

istream& operator >> (istream& is, SRecord& rec) {
    is
        >> rec.rating
        >> rec.length
        >> rec.game_time
        >> rec.date;
    is.ignore(1);
    is.getline(&rec.name[0], 16);
    return is;
}

// Функция сравнения результатов по рейтингу.
// Необходима для работы qsort() для сортировки по убыванию.
int rec_compare(const void *_op1, const void *_op2) {
    const SRecord *op1 = reinterpret_cast<const SRecord *>(_op1);
    const SRecord *op2 = reinterpret_cast<const SRecord *>(_op2);
    return static_cast<int>(op2->rating - op1->rating);
}

/*----- end of struct SRecord -------------------------------------*/


// очистка буфера клавиатуры
void clearkeys() {
    while (_kbhit())
        _getch();
}

// Конструктор
// _scr     - объект, осуществляющий вывод на консоль
// _width   - ширина игрового поля (x)
// _height  - высота игрового поля (y)
// _latency - задержка между изменением позиции в миллисекундах

CGame::CGame(CScreen& _scr, int _width, int _height, int _latency) :
    width(_width), height(_height), latency(_latency), scr(_scr) {

    srand(static_cast<unsigned int>(time(NULL)));

    duration_game = 0;
    rating = 0.0;

    // инициализация таблицы команд управления игрой
    cmd_table[0] = CmdPair(27, CMD_EXIT);   // escape key
    cmd_table[1] = CmdPair('K', CMD_LEFT);  // стрелка влево
    cmd_table[2] = CmdPair('M', CMD_RIGHT); // стрелка вправо
    cmd_table[3] = CmdPair('H', CMD_UP);    // стрелка вверх
    cmd_table[4] = CmdPair('P', CMD_DOWN);  // стрелка вниз
}

CGame::Command CGame::get_command() {
    int ch;

    ch = _getch();
    if (ch == 0 || ch == 0xe0) {
        ch = _getch();
    }

    for (int i = 0; i < 5; i++) {
        if (cmd_table[i].first == ch) {
            return cmd_table[i].second;
        }
    }
    return CMD_NOCOMMAND;
}

// Координата еды вычисляется случайным образом.
// Ограничение: координата не должна попадать в тело змеи.
SCoord CGame::make_food() {
    SCoord food;
    do {
        food.x = rand() % (width - 2) + 1;
        food.y = rand() % (height - 2) + 1;
    } while (snake.into(food));

    return food;
}


const char BORDER = '#';    // символ для рисования рамки игрового поля


void CGame::draw_field() {

    scr.cls();

    for (int y = 0; y < height; y++) {
        if (y == 0 || y == height - 1) {
            for (int x = 0; x < width; x++)
                scr.pos(x, y, BORDER);
        }
        else {
            scr.pos(0, y, BORDER);
            scr.pos(width - 1, y, BORDER);
        }
    }
    scr.pos(0, height);
    _cprintf("Length: ****  Rating: ****.**** (****.****)  Time: ****.**");
}


void CGame::print_stat() {
    scr.pos(8, height);
    _cprintf("%04u", snake.size());
    scr.pos(22, height);
    _cprintf("%09.4f", rating);
    scr.pos(33, height);
    _cprintf("%09.4f", rating_i);
    scr.pos(51, height);
    _cprintf("%07.2f", duration_game);
}

void CGame::top10_table() {
    scr.cls();
    char buf[80];

    scr.pos_str(width / 2 - 12, 2, "***** T O P    1 0 *****");
    scr.pos_str(5, 4, "Name              Rating    Length  Time   Date");


    for (int i = 0; i < 10; i++) {
        ttop10[i].as_string(buf);
        scr.pos_str(5, 5 + i, buf);
    }
}

void CGame::top10(bool after_game) {

    char buf[80];
    char buf_encoded[NAMELENGTH];

    top10_table();      // показать таблицу 10 лучших результатов

    time_t date = time(NULL);
    if (after_game) {
        // если игра была сыграна, то показать текущий результат
        scr.pos(5, 16);
        _cprintf(recordFormatStr, "Your result", rating, snake.size(), duration_game, ctime(&date));
    }

    if (rating > ttop10[9].rating) {    // если рейтинг игры больше, чем меньший из 10 лучших...
        // запросить имя игрока
        scr.pos_str(5, 20, "Your name: _");
        scr.pos(16, 20);
        cin.getline(&buf[0], NAMELENGTH);
        clearkeys();
        OemToCharBuff(buf, buf_encoded, static_cast<DWORD>(NAMELENGTH));
        // заменить последнюю запись в таблице 10 лучших результатов
        strcpy(ttop10[9].name, buf_encoded);
        ttop10[9].date = date;
        ttop10[9].game_time = duration_game;
        ttop10[9].length = snake.size();
        ttop10[9].rating = rating;
        // отсортировать результаты по убыванию
        qsort(ttop10, 10, sizeof(SRecord), rec_compare);
        // обновить таблицу на экране
        top10_table();

        // обновить файл с 10 лучшими результатами
        write_top10();
    }
}

void CGame::pak(int y) {
    scr.pos_str(width / 2 - 15, y, "Press any key for continue...");
    _getch();
    clearkeys();
}

bool CGame::once_more() {
    scr.pos_str(width / 2 - 12, height - 3, "O n c e    m o r e ?");

    int ch = _getch();
    clearkeys();
    if (ch == 'N' || ch == 'n' || ch == 27)
        return false;
    return true;
}

const char *top10_filename = "snake.dat";   // имя файла для хранения 10 лучших результатов

void CGame::read_top10() {
    ifstream fin(top10_filename);
    if (fin) {
        for (int i = 0; i < 10; i++)
            fin >> ttop10[i];
    }
    fin.close();
}

void CGame::write_top10() {
    ofstream fout(top10_filename);
    if (fout) {
        for (int i = 0; i < 10; i++)
            fout << ttop10[i];
    }
    fout.close();
}

const char *ver_number = "v 1.1";
const char *copyright = "(c) Cranium, 2014.";

void CGame::logo() {
    scr.pos_str(width / 2 - 9, 10, "O l d s c h o o l");
    scr.pos_str(width / 2 - 7, 12, "S  N  A  K  E");
    scr.pos_str(width / 2 - 3, 16, ver_number);
    scr.pos_str(width / 2 - 9, height, copyright);
    pak(22);
}

void CGame::goodbye() {
    scr.cls();
    _cprintf("Oldschool Snake %s\n%s\n", ver_number, copyright);
}


const char FOOD = '$';      // символ для вывода еды

void CGame::game_loop() {

    duration_game = 0;
    rating = rating_i = 0.0;

    draw_field();           // нарисовать игровое поле

    snake.reset(SCoord(width / 2, height / 2));     // установить змею: длина 2,
                                                    // положение - в середине игрового поля,
                                                    // направление - влево
    Command cmd = CMD_NOCOMMAND;
    State stt = STATE_OK;
    // delta  содержит приращение координат (dx, dy) для каждого перемещения змеи по полю
    SCoord delta(-1, 0);                // начальное движение - влево
    SCoord food = make_food();          // вычислить координаты еды
    scr.pos(food.x, food.y, FOOD);      // вывести еду на экран

    snake.draw(scr);                    // первичное рисование змеи

    print_stat();                       // вывести начальную статистику игры

    clock_t time1, time2, duration;
    time1 = clock();

    do {

        if (_kbhit())                   // если в буфере клавиатуры есть информация,
            cmd = get_command();        // то принять команду

        // обработка команд
        switch (cmd) {
        case CMD_LEFT:
            delta = SCoord(-1, 0);
            break;
        case CMD_RIGHT:
            delta = SCoord(1, 0);
            break;
        case CMD_UP:
            delta = SCoord(0, -1);
            break;
        case CMD_DOWN:
            delta = SCoord(0, 1);
            break;
        case CMD_EXIT:
            stt = STATE_EXIT;
        default:
            break;
        };

        SCoord hd = snake.head();       // координата головы змеи
        hd += delta;                    // координата головы змеи после приращения (следующая позиция)
        // если голова змеи столкнулась с границей поля или со телом змеи, то змея умирает
        if (hd.x == 0 || hd.x == width-1 || hd.y == 0 || hd.y == height-1 || snake.into(hd))
            stt = STATE_DIED;

        if (stt == STATE_OK) {          // если змея ещё жива, то
            snake.move(delta, scr);     // сдвинуть змею на delta

            if (snake.head() == food) { // если координата головы змеи совпадает с координатой еды, то
                snake.grow(food, 3);    // увеличить длину змеи
                food = make_food();     // вычислить координаты новой еды
                scr.pos(food.x, food.y, FOOD); // вывести еду на экран

                // Вычисление времени игры, частичного и общего рейтинга.
                // Частичный рейтинг вычисляется как длина змеи, делённая на время в секундах,
                // затраченное на подход к еде (время от съедения предыдущей еды до съедения следующей).
                // Таким образом, чем чаще змея ест и чем она длиннее, тем выше частичный рейтинг.
                time2 = clock();
                duration = time2 - time1;
                duration_game += static_cast<double>(duration) / CLOCKS_PER_SEC;
                rating_i = static_cast<double>(snake.size()) / duration * CLOCKS_PER_SEC;
                rating += rating_i;     // общий рейтинг - сумма частичных рейтингов за игру
                time1 = time2;

                print_stat();           // вывод текущей статистики игры
            }

            Sleep(latency);             // задержка перед следующим изменением позиции
        }

    } while (stt == STATE_OK);          // играем, пока змея жива

    scr.pos_str(width / 2 - 8, 10, " G a m e    o v e r ");
    clearkeys();
    _getch();
    clearkeys();
}

 

Автор статьи: Череп.