2013-04-19
Анна Додина, бренд-менеджер T-Systems, рассказывает о «Т»-бренде и сравнивает условия работы в компании в России и в Европе, а также о крупных и стратегически важных проектах Петербургского отделения: разработках ПО для аэропортов Дублина, Лейпцига, Франкфурта, транспортной системы всей Швейцарии.
— T-Systems очень известный бренд в Германии. В России компания пока не настолько известна. С чем это связано? Насколько компания T-Systems «разная» в Германии и в России?
— Дело в том, что в Германии, да и вообще во всем мире, известен не столько бренд T-Systems, сколько непосредственно Т в разных вариациях: Т-Home, T-Venture, T-Systems. Это разные подразделения на сегодняшний день глобального (а изначально немецкого) концерна Deutsche Telekom. В первую очередь, конечно, всем известен T-Mobile, он и обеспечивает половину визибилити связанных с «Т» брендов. Все, наверное, видели его на майках футбольного клуба Бавария и на экранах мобильных телефонов при путешествиях за границей. Поскольку в России T-Mobile не представлен, наша компания известна меньше.
По сути дела, от Германии мы отличаемся мало: во-первых, множество проектов ведется в распределенной команде, мы находимся в постоянном контакте с европейскими (кстати говоря, далеко не только немецкими) коллегами. Во-вторых, наши заказчики на 100% — европейские концерны и задачи, которые мы выполняем в России не менее ответственны и интересны, чем те, которые выполняются коллегами из Европы. По сути мы находимся с ними на равных и даже, я бы сказала, в несколько более выгодном положении) Поскольку российские специалисты очень ценятся, у нас намного больше социальных бонусов, которых, например, в Германии нет. Это и офис с открытыми террасами в центре города, и игровая комната, и спорт для сотрудников, и гибкий график… В условиях царящей в Европе экономии на таких вещах, ну и немецкого рационализма в частности, это и многое другое, что есть в наших российских офисах, разительно отличается от Германии. Еще я бы отметила средний возраст сотрудников, конечно. Там работают люди несколько старше.
— Были ли в компании истории успеха? Скажем, человек начинал с junior’а в Воронеже, а сейчас работает на senior-позиции в Германии? Насколько быстро и качественно сотрудники растут внутри компании?
— Да, конечно, есть и много. Про Воронеж пока говорить рано — офису еще нет и года — но, с другой стороны, это и плюс: он развивается очень быстрыми темпами, и сейчас сделать карьеру можно значительно проще. Например, некоторым успешным коллегам уже была предоставлена возможность переехать в Петербург. В Германию, конечно, тоже уезжают, но чаще всего на учебу или на аналогичную позицию: в принципе карьерных возможностей в российском подразделении больше. А с учетом того, что немецкие сотрудники старше, их больше в сотни раз, руководство нередко находится в другом городе, — сложнее сделать так, чтобы тебя заметили. Ну, и в целом, очень силен тренд сокращения IT-персонала в Европе. Компании все чаще идут в Россию, Индию, Китай.
В Санкт-Петербурге ряд сотрудников также успешно делает карьеру: из техподдержки в международные отношения, из разработчика в руководителя отдела Java, из тестера в руководителя проектов. Таких историй множество (и моя среди них, кстати 🙂 ). Зависит, конечно, и от стажа работы, и от желания человека развиваться в сторону менеджмента. Как показывает практика, это привлекает не всех.
— Расскажите о том, какие задачи решает российское отделение компании и, в частности, Петербургское.
Мы не делаем различий между Петербургским и Воронежским офисами — у нас идентичные или общие задачи, проекты, ответственность. Вот Москва и Екатеринбург стоят немного особняком, но исключительно в силу иной специфики работы.
Офис компании в Санкт-Петербурге
Проще говоря, Производственный центр разработки программного обеспечения (СПб и Воронеж) занимаются полным циклом разработки, включая тестирование и поддержку приложений. Наши заказчики — европейские компании: Daimler, BMW, MAN, Strabag, Nycomed, Volkswagen. Москва, Екатеринбург и часть команды в Петербурге занимаются внедрением и поддержкой SAP на российском рынке.
— Петербургский офис у многих ассоциируется с языком java — насколько это близко к действительности?
— Только отчасти 🙂 Как я уже сказала, помимо разработки мы также много тестируем и поддерживаем приложения. И разрабатываем не только на java — широко используем .Net, C, ABAP. Просто в данный момент потребность в java несколько выше в силу того, что к нам пришли новые крупные и очень интересные проекты, без преувеличения стратегически важные для Европы в целом (разработка ПО для аэропортов Дублина, Лейпцига, Франкфурта, транспортной системы всей Швейцарии, T-Mobile), существующие проекты расширяются.
Специалисты компании на конференции
— Вопрос, который, наверняка, интересует многих: насколько хороший уровень немецкого должен быть у кандидата в вашу команду?
— Немецкий язык для нас, конечно, важен, но нас интересуют кандидаты и со знанием английского языка. Сейчас мы ведем около 80 проектов, и не во всех немецкоязычный заказчик. Если говорить об уровне знания — английский не ниже intermediate, немецкий от базовых знаний. Далее в зависимости от уровня мы учим сотрудников языкам бесплатно. Это не случайно: ребята часто ездят в командировки в Европу, и мы не хотим, чтобы они попали в неловкую бытовую ситуацию из-за незнания языка. Ну, и по работе, конечно.
Очень сложно продираться через техническую документацию или телефонные звонки, напрягаясь и пытаясь уловить каждое слово. От этого и сотрудник страдает, и проект. Был случай, когда в переводе документа человек вместо «может быть», «возможно» написал «точно», и это привело к неприятным последствиям.
На мой взгляд, знание языка сейчас обоснованное требование для любой компании. Меня очень удивляет и расстраивает, когда студенты активно интересуются: «А командировки в Европу будут??», и, получая утвердительный ответ, радуются. При этом когда я задаю встречный вопрос: «А вы на каком-нибудь иностранном языке говорите?» Отвечают: «Ээээм.. Ну немного. На английском». Какие уж тут командировки 🙂 Одним словом, знание иностранного языка на уровне как минимум intermediate увеличивает шансы соискателя получить интересную и перспективную работу. А дальше мы научим 🙂