2013-12-06
Как у вас в команде проходят мозговые штурмы?
Кто-то говорит: «Нужно собрать идеи, давайте-ка обдумайте, собираемся после обеда в переговорке». Так?
Насколько это эффективно, как думаете? Может ли быть такое, что некоторым людям нужно дать покой и время, чтобы у них родились новые идеи?
И вообще, откуда взялся этот общепринятый формат мозгового штурма?
Происхождение феномена мозгового штурма
40-е годы XX века. Алекс Осборн, исполнительный директор рекламной фирмы, разочарован творческим кризисом своих работников, и решает изобрести новые способы творческой работы.
В 1953 г. он выпустил книгу «Прикладное воображение» (Applied Imagination), в которой и предположил, что коллективная генерация идей —более эффективный метод творческого созидания.
Каковы правила мозгового штурма, по версии Осборна?
- Полный запрет на критику и оценку идей
- Главное — количество идей.
Вроде бы всё просто. Но на деле эти принципы очень сложны в реализации.
Что на самом деле творится на мозговых штурмах?
На самом деле, даже если мы приходим на мозговой штурм с самыми добрыми намерениями, принципы Осборна неизменно нарушаются. Нарушаются по причинам, которые нам сложно контролировать.
Страх перед критикой руководства
Людям сложно чувствовать себя свободно, когда нужно высказывать свои мысли в присутствии начальника или людей на руководящей позиции.
Вспомните свои собрания. Большинство из них проходит с участием менеджера или руководителя отдела. В таком окружении не очень хочется высказывать первое, что приходит на ум, чтобы не выглядеть идиотом.
Поэтому вы сидите и молчите.
В центре внимания — экстраверты
В коллективе экстравертам гораздо легче делиться идеями, чем интровертам, которые предпочитают вначале обработать информацию «про себя», и только потом её высказать.
Последние психологические исследования показывают, что в присутствии внешних раздражителей зоны мозга, отвечающие за обработку информации и поиск решений, гораздо больше активны у интровертов, а не у экстравертов.
Эта разница в обработке информации на нейронном уровне негативно сказывается на эффективности мозгового штурма, поскольку экстраверты, находящиеся в группе, будут подавать идеи быстрее, чем интроверты, вне зависимости от начального качества этих идей.
Коллективам не нравятся слишком смелые мысли
Как бы ни уверяли самих себя, что общество ценит смелость и инновационность, — это иллюзия. В наше сознание вшит страх перед новым.
Учёные Университета Пенсильвании и Северной Каролины в своём исследовании пришли к выводу, что мы склонны положительно оценивать практические идеи, проверенные на опыте, и отвергать качественно новые, рискованные концепции.
Мы не можем контролировать этот психологический защитный механизм. Этот механизм несёт ответственность за обеспечение стабильности нашей жизни (или хотя бы её видимости). Мы боимся принять неправильное решение, с которым мы не сможем справиться, и поэтому предпочитаем принять наиболее безопасный вариант.
Период инкубации: то, о чём все забывают
Почти все мозговые штурмы воспринимаются как конечная точка: что в конце обязательно родится решение, которое совершенно точно сработает.
Как правило, если после окончания мозгового штурма не родилась идеальная идея , все думают, что мероприятие с треском провалилось.
Лирическое отступление
В 1926 г. теоретик творческого процесса Грэхам Уоллас представил первую модель структуры творческого процесса. Он выделил 5 стадий, через которые проходит мозг при творческой деятельности:
- Подготовка (сосредоточить внимание на проблеме и посмотреть на неё с разных сторон)
- Инкубация (проблема переходит на бессознательный уровень, и кажется, что ничего не происходит)
- Ожидание (чувство, что решение вот-вот найдётся)
- Озарение (идея переходит с подсознательного уровня на сознательный)
- Подтверждение (идея обрабатывается сознанием, дорабатывается и реализуется)
К чему это всё? Да к тому, что все пять стадий невозможно пройти в течение одного-единственного собрания.
Одна лишь стадия инкубации идеи может занять дни и недели. Этот инкубационный период — самая сложная часть творческого процесса, поскольку у него нет известных временных рамок. Со стороны это выглядит как полное отсутствие деятельности и результата.
Примерно так схематически выглядит период инкубации:
«Как много мы знаем, и как мало мы понимаем» (с) Тот самый Эйнштейн.
Чрезмерная спешка в творческом процессе может родить лишь хромые, неполноценные идеи.
Поэтому нельзя ожидать, что в течение 15-минутного собрания вы собёрете большое количество толковых мыслей.
Как изменить текущий подход?
Основная суть мозгового штурма состоит в том, чтобы выделить время на размышление над конкретным вопросом. Никто не сказал, что его необходимо проводить именно в групповом режиме.
Чтобы изменить ситуацию, нужно разбить процесс на два этапа:
Начать одному
Вас не будут тревожить и сбивать с толку мысли других людей. На этом этапе нужен ваш мозг, ваше желание и время.
Продолжить в коллективе
После того, как вы сложили собственное мнение о проблеме, и придумали что-то своё, можно выслушать и мнения группы.
Что ещё может помочь?
- Не планировать временные рамки. Зачем заканчивать, если идеи продолжают поступать? И наоборот, зачем начинать, если все не в духе? Если дело не идёт — нужно его отложить.
- Не обязательно делать выводы прямо на месте. Первые мысли, пришедшие в голову — не обязательно самые лучшие. Пусть идеи дозреют.
- Пиво и неформальная обстановка. Свободно выражаться гораздо проще, если окружение располагает. Пицца, музыка, бокал пива или кока-колы прекрасно расслабят творческую группу.
Самое главное, что нужно учитывать, собирая свой отдел для обсуждения новых фич или продуктов: мозговой штурм – это не самодостаточное событие. Это лишь часть творческого процесса. Не превращайте его в панацею.
Перевод: Люся Ширшова. Подготовлено по материалам блога Mikael Cho на Medium.com.