Путь веб-дизайнера: от убожества до божества

24

2013-11-25

Путь веб-дизайнера: от убожества до божества

Внимание, вопрос: возьмут ли Машу в штат веб-студии?

В России есть проблема: настоящих веб-дизайнеров мало. У проблемы как минимум две причины:

Первая — на веб-дизайнеров фактически не учат. Номинально специальность «графический дизайн» есть во многих вузах страны, но из неё выходят художники-оформители, иллюстраторы, полиграфисты, декораторы… Кто угодно, только не веб-дизайнеры. Эта всё из-за второй причины.

Вторая причина — особенности перевода. Если вписать слово design в translate.google.com,  то оно превратится в «разработку» и «проектирование». В России же человек, называющий себя дизайнером, воспринимается общественностью именно как «украшатель» и «оформитель». Стереотип настолько устойчив, что форматирует мозг в том числе и тех, кто стремится стать веб-дизайнером, и уж тем более тех, кто преподает дизайн в ВУЗе.

Результат — расплывчатое представление кандидатов на место веб-дизайнера о том, что им вообще нужно будет делать.

Но отрасли нужны люди. Поэтому сферической студии в вакууме остается либо выманить/подкупить/выкрасть веб-дизайнера из соседней сферической студии, либо взять на борт безусого новичка и вырастить из него дремучего спеца. И второе делается повсеместно, у нас в том числе. Мы готовы учить. Веб-дизайн — это такая отрасль, которую формируют люди, выучившиеся всему в основном за счет собственного упорства. Тем они и ценны.

Академическое образование — очень неплохой бонус, если знать, что от него брать.

Система Российского образования основана на самообразовании. В большинстве своём на факультетах графического дизайна хорошо дают «классическую школу»: живопись, например, но обходят стороной уроки по прикладному ПО. С другой стороны, специализированное ПО — это лишь инструмент, главное обучить базису, основам композиции и т.д. Литературы, конечно, на эту тему тоже предостаточно, но тут важна обратная связь, критика, наставления сенсея.

Итак, что нужно развить в себе, чтобы претендовать на роль веб-дизайнера в хорошей студии?

— 0 —

Осознать место веб-дизайнера в «пищевой цепочке». Нужно понимать, что веб-дизайнер стоит на перекрестке интересов бизнеса, пользователей и разработчиков. Поэтому жизненно важное качество для дизайнера: умение понять весь процесс. Вы должны точно знать задачи проекта, мыслить, как предприниматель, а также иметь хорошее представление о технических возможностях веба и постоянно смотреть на свое детище глазами обычного пользователя.

Подсказка для новичка: постоянно взаимодействуйте с коллегами — попросите руководителя проекта пояснить бизнес-составляющую, спросите верстальщика, сможет ли он реализовать вашу супер-идею. Это лучше, чем многократно переделывать проект.

— 1 —

Самый популярный пункт в резюме каждого новичка — это «способность к самообучению». Именно это качество наиболее важно для веб-дизайнера на старте. Саморазвитие стоит начинать с развития вкуса. Но если вы подумали, что вкус сформируется у вас после прочтения десятка книг и просмотра сотни сайтов, то вы глубоко заблуждаетесь. Созерцание жизненно необходимо комбинировать с практикой. Поэтому вкус будет выковываться и закаляться по мере того, как вы будете производить никчёмные дизайны. Тоннами. И поначалу они будут казаться вам если не шедевральными, то сносными, уж точно.

Подсказка для новичка: не бойтесь сделать плохо и не бойтесь показать результат дизайнеру-наставнику. Он не станет пинать вас ногами за неправильный интерлиньяж. В конце концов, он тоже когда-то был таким же, как вы. Даже хуже — его возможности для обучения были явно скуднее.

— 2 —

Набивайте руку. Берите сайт, дизайн которого считаете крутым — и копируйте. Не в коммерческих целях, конечно же. После того, как вы пару часов провозитесь с градиентами, обводками и тенями, вы сможете на своей шкуре почувствовать, из чего состоит «простенькое» верхнее меню сайта Apple. И хотя бы сможете повторить технику.

Подсказка для новичка: можете скачать какой-нибудь UI-kit в формате PSD и послойно посмотреть, из чего он состоит. Развернуть окно стилей и понять, какой инструментарий используют веб-дизайнеры. Крайне полезно для начинающих.

— 3 —

Говорят, что хороший дизайн есть там, где пользователь его не замечает. Поэтому частое заблуждение многих новичков: «здесь нет ничего сложного, я смогу не хуже». Определенно, сможете. Только для этого нужно создать не один макет. С опытом придет понимание законов стиля — что можно сочетать, а что не стоит; как привнести равновесие в композицию; как правильно сочетать шрифты и т.д.

Подсказка для новичка: смотрите на чужие сайты как дизайнер и критик, мысленно разбирайте их на составляющие, анализируйте, подмечайте отдельные графические приемы и обращайте внимание на композицию в целом. Это самые ценные знания, потому что их можно напрямую применять в своих работах.

— 4 —

Развейте в своей голове миф о том, что дизайнер — это свободный художник. Мы создаем коммерческий продукт, а это значит, что дизайнер всегда будет ограничен — сроками, референсами, конкретными бизнес-задачами, разрешением мониторов, возможностями веб-технологий и т.д. По большому счету, если бы не было ограничений, не было бы и дизайна. Дизайн — это решение задачи, способ изящно обойти ограничения и добиться работающего результата.

Подсказка для новичка: Сложнее всего даются задачи, где ограничений нет совсем, чуть легче — те, где есть очень жесткие рамки. Пример: вам нужно сделать комплект иконок для двух разных сайтов. В первом случае вам говорят: «Сайта пока нет совсем, мы пока не можем рассказать о своем бизнесе, иконки нужны универсальные, делайте!». Мозг хорошего дизайнера при такой постановке задачи коллапсирует. Во втором случае вам ставят задачу: «Нужно 5 иконок, размерами не больше 20×20 пикселей, флэт, вот фирменные гайдлайны, от которых нельзя отступать».

— 5 —

Успевайте за развитием веба. Чтение книг — вещь хорошая, но они всегда описывают уже известные кейсы. Лучший способ получения информации о том, что есть «современный дизайн» — это просмотр тематических сайтов с подборками (лучше европейских).

Подсказка для новичка: работа веб-дизайнера всегда — это больше, чем просто сделать визуальную часть сайта, «картинку». Дизайнер должен продумать интерактивную часть, чему сейчас уделяется пристальное внимание. Поэтому снова на важное место в самообучении становится осведомленность о технологиях веба. В идеале веб-дизайнер должен уметь если не верстать, то мысленно представлять, какими средствами будет воплощаться его задумка.

— 6 —

Практикуйтесь в создании руками чего-то «вне веба». Вам чертовски пригодится навыки рисования от руки, знание законов светотени, а в зависимости от проекта вам может понадобиться, например, умение создавать «мультяшные» иллюстрации, работать с фотографией или 3D. Создание интерфейса — довольно узкое направление, но комплексная разработка сайта почти всегда подразумевает создание и графической начинки. Чем больше навыков будет развито лично у вас, тем более ценным вы будете для студии.

Дизайн — это работа

А у вас еще и сверхзадача — работая, научиться всему. Успевайте.

Как мы делаем веб-дизайнеров

Уже несколько лет мы занимаемся «выращиванием своих специалистов, поэтому кое-какой свод правил тоже разработали. Он нам видится таким:

  • У дизайнера-стажёра должен быть наставник. Если нет закрепленного, то стажер может свободно спросить совета у арт-директора.
  • Каждый дизайнер может тратить часть рабочего дня на поиски вдохновения, просмотр тематических сайтов, выполнение туториалов. Самообучение поощряется, вне зависимости от того, стажер вы или нет.
  • Задачи выдаются по нарастающей, мы испытываем стажёра на прочность. Если нагрузки выдерживает и старается — получает бонус в карму.
  • Выдаются разноплановые задачи: от прототипирования структуры сайта в черно-белом макете до отрисовки иконок. Так нащупываются таланты дизайнера.
  • Должны быть созданы условия для роста: мы, например, раз в месяц проводим «Дни свободного дизайна» — соревнования на заданную тематику; есть еженедельные мастер-классы по графике и библиотека с кучей вкусных книжек.

Всем дизайнерам добра! Из Сибири с любовью.

Благодарим за материал Владимира Завертайлова и блог SCRUM-студии Сибирикс.