IT-технологии в розничной торговле

32

2013-11-11

IT-технологии в розничной торговле

Компания «Лента» начала свое развитие в 1993г. как небольшой оптовый магазин-склад. Однако у руководства компании были амбициозные планы —за несколько лет построить одну из крупнейших сетей розничной торговли в России.

Развитие компании, открытие новых магазинов, управление персоналом, управление товарными потоками и другие процессы невозможны без IT-технологий. Во всех крупных компаниях, стремящихся идти в ногу со временем, подразделение IT играет особую роль.

В начале 2000-х годов старая IT-система управления товарными потоками «Ленты» давала частые сбои в работе и имела слабую интеграцию с  системой бухгалтерского учета. О своевременном открытии новых магазинов без внедрения современных IT-систем не могло быть и речи.

Как проходила автоматизация бизнес-процессов? 

В 2003-2008 гг. были автоматизированы все основные бизнес-процессы: продажи (интеграция с кассовой системой и ведение оптовых продаж), бухгалтерский и управленческий учет, логистика, закупки, ценообразование и ведение всех основных справочников: товаров, клиентов, поставщиков. Было внедрено управление персоналом на базе SAP ERP HCM. Предыдущее решение на базе 1С не справлялось с нагрузкой. К примеру,  процесс подготовки к закрытию заработной платы на 11 000 сотрудников занимал несколько дней, при этом сотрудники работали в несколько смен (с 07:00 до 23:00). В настоящий момент эта операция выполняется в течение рабочего дня.

Крупная розничная торговля подразумевает разумный консерватизм и постоянство наряду с высокие требованиями к надежности и непрерывности функционирования всех IT-решений, начиная от ERP, в которой происходит отражения всего товародвижения в компании, и заканчивая кассовой системой, которая выступает главным звеном взаимодействия с покупателем.

Как изменился подход к IT-инфраструктуре? 

Ключевыми условиями успеха на этом пути IT-службы компании «Лента» стало глубокое стратегическое планирование развития, ставка на лучшие, best of breed, IT-решения и системы, и грамотная кадровая политика. За последние три года в ландшафте IT систем произошли кардинальные изменения. Основные сервисы, построенные на решениях SAP, усилились специализированными  бизнес-приложениями от признанных лидеров рынка, JDA и Oracle. Полноценное вовлечение бизнеса в совместные с IT крупные проекты стало привычной практикой.

Так за относительно короткое время были реализованы ряд крупных проектов. Внедрены система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), система бюджетирования (Budgeting), система управленческого учета и бизнес-аналитики (BI), новое решение по автоматизации управления складскими запасами (WMS).

В настоящее время идет реализация проектов в области прогнозирования и пополнения товарных запасов, управления транспортом, управления торговым пространством. Осуществляется оптимизация и развитие центральной ERP системы, системы корпоративного документооборота, управления продажами.

Не менее пристальное внимание уделяется опережающему развитию IT-инфраструктуры. Постоянно растущие потребности бизнеса исключают сценарий линейного наращивания мощностей как дорогостоящего, неэффективного и ведущего в тупик, требуется поиск принципиально других решений. В компании реализуется эффективная технологическая политика, основанная на применении современных технологий в области высоконагруженных систем, High Load и Big Data.

IT-инфраструктура в компании «Лента» построена на высокопроизводительном оборудовании IBM и CISCO верхних линеек, широко используются сервера P-серии, объединенные в отказоустойчивые кластеры; блейд-шасси, технологии виртуализации и балансировки нагрузки, хранилища данных класса Enterprise. Объем продуктивных данных основных систем — около 20ТВ, количество пользователей бизнес-приложений — около 3 000.

Что нужно для современной крупномасштабной IT-инфраструктуры? 

IT-технологии в розничной торговлеВысокая нагрузка на IT-системы требует их постоянной оптимизации и мониторинга и глубоких технологических знаний и экспертизы, как со стороны собственных специалистов, так и компаний-партнеров — причём последним порой приходится выступать в роли догоняющих: бизнес не любит ждать. Для поддержания и развития компетенций внутри команды IT ведется постоянная совместная работа с производителями мирового уровня — IBM, EMC, Oracle, Microsoft, крупнейшими компаниями-интеграторами России, и ИТ подразделениями международных консалтинговых компаний, PwC, Ernst & Young, Deloitte. Важной частью развития компетенций сотрудников и уровня команды является регулярное обучение на специализированных курсах SAP, IBM и Microsoft — например, по технологиям Microsoft это курсы уровня 300 и 400.

По уровню и классу IT-систем, уровню нагрузки и объемам обрабатываемых в реальном времени данных ведущие ритейл-компании России стоят в одном ряду с крупнейшими игроками в телекоме и банковской сфере. С учетом многообразия процессов карта бизнес-приложений в области розничной торговли даже сложнее и разнообразнее. Масштабные  задачи, которыми «Лента» ставит перед собой, работа с самыми современными системами и сильными партнерами предоставляет всем сотрудникам прекрасную возможность для роста и профессионального развития. А сплоченная команда близких по духу людей и прекрасная рабочая атмосфера помогает эффективно и с успехом добиваться поставленных целей.

На протяжении двадцати лет «Лента» уделяет особое  внимание развитию своих информационных технологий.  Сегодня управление всеми бизнес-процессами в «Ленте» осуществляется централизованно и поддерживается современными высокотехнологичными системами. Однако технологии не стоят на месте, и для эффективного развития бизнеса и быстрого реагирования на изменения в сфере ритейла мы продолжаем внедрять новые IT-решения» — резюмировал Всеволод Кузьмич, директор по информационным технологиям «Ленты».

Актуальные вакансии в компании «Лента» можно посмотреть здесь.