2013-10-28
Чтобы быть превосходным лидером, недостаточно просто делать свою работу. Нужно найти баланс между потребностями команды, поставленными целями и задачами и своими эмоциями. Нужно думать о вещах с точки зрения других людей и понимать, что интересы команды не всегда совпадут с интересами лидера. Несмотря на то, что стилей лидерства и управления существует очень много, лучшие из лучших обладают некоторыми общими чертами.
Управление людьми в IT-сфере —это особенная область
IT-лидер сегодня совсем не тот, что был лет 10 назад. Административно-управленческий подход положил начало эре привлечения и расширения полномочий наёмных работников. Лидерам теперь необходимо понимать, что с решением большинства задач не справится один человек, и что именно люди в команде и стиль управления являются ключами к успеху.
Базовые принципы, описанные в любом начальном курсе общего менеджмента, по-прежнему работают. Но в сфере IT добавляется множество нюансов. Ни одна другая сфера не развивается столь стремительно и не рождает такое количество новых вопросов для лидера.
По словам Памелы Рукер, председателя совета CIO женщин-управленцев в IT-сфере: «Скорость, с которой происходят изменения в сфере технологий, предполагает наличие людей, желающих быть в курсе новейших инструментов. С другой стороны, нужны и люди, которые смогут сосредоточиться на бизнес-аспектах технологии. Очень важно управлять обеими сторонами и сохранять это равновесие между технологически подкованными и бизнес-ориентированными участниками команды».
Современные сложности в IT-сфере
Аллен Бордман —вице-президент ISACA (международной ассоциации профессионалов в IT-сфере). Он перечислил основные сложности, с которыми сталкиваются IT-лидеры сегодня. Вот они:
- скорость и темп изменений.
- сложность и массивная интеграция систем, процессов и приложений, часто приводящие к сбоям в работе и нестабильности.
- возрастающая необходимость к сокращению бюджетов, невзирая на такой же рост потребности в инновациях.
- бизнес-угрозы, в частности, вопросы кибербезопасности и приватности.
- давление со стороны законодательных требований, проблемы аудита и финансовой отчётности. Это мешает бизнесу заниматься своим прямым делом – принесением прибыли и развитием своих конкурентных преимуществ через технологии и информационные системы.
- необходимость работать с устаревшими системами (многие организации до сих пор по инерции работают на Windows XP).
- потеря контроля вследствие значительного всплеска аутсорсинга и развития облачных услуг.
«Конечно, личностные свойства человека изменить невозможно, но научиться некоторым лидерским качествам вполне реально. Настоящих, генетически обусловленных лидеров очень мало: лидерство — это та область, в которой нужно работать над собой. Хотя бы выяснить и признать свои недостатки — это уже половина выигрыша», – говорит Бордман.
И тим-лидеры, и менеджеры в IT-сфере должны постоянно расти и в личностном, и в профессиональном смысле. Итак, какие черты лидера оказываются наиболее полезны для современного IT-лидера?
Мужик сказал — мужик сделал
Делать то, что обещаешь сделать — основное качество. Пообещал результат – получил результат. Быть мужиком, вне зависимости от пола.
Гуру самосознания
Осознавать себя, свои сильные и слабые стороны —не только в контексте управления. «Невозможно быть эффективным лидером без эмоциональной зрелости и определённого уровня самосознания. Понимание себя и своих ограничений критически важно для того, чтобы окружить себя правильными людьми, которые смогут сгладить ваши недостатки и подчеркнуть преимущества», — говорит Дэн Броуди, руководитель BuildDirect.
Эмоциональная зрелость — это чёткое осознание своих слабостей и сильных сторон, а также своих эмоциональных триггеров. Это позволяет сосредоточиться на взаимодействии с людьми, контролировать это взаимодействие, учитывая свой эмоциональный фон.
Постоянное обучение и рост
Дедлайны и непредсказуемые проблемы поглощают свободное время чуть более, чем полностью, не оставляя возможности для саморазвития. Однако, профессиональное развитие и рост абсолютно необходимы для успеха в технической сфере. Для того, чтобы сузить круг поиска для самосовершенствования, можно выделить для себя четыре направления, которые нужно апгрейдить: например, коммуникация, стратегическое осмысление, разрешение конфликтов и принятие решений, — и стараться развиваться в этих направлениях.
Хороший руководитель делегирует обязанности
Глубина и ширина области знаний в IT настолько огромны, что один человек не может знать всё. IT-лидеры должны окружать себя людьми, дополняющими друг друга. «Только поручая выполнение задач другим людям вы сможете всё успеть. Иначе вы утонете сам и, вполне возможно, потопите организацию», —говорит Роберт Хьюс, старший партнёр Camden Consulting Group.
Высокие навыки коммуникации
Способность к коммуникации — это фундаментальный навык для лидера и менеджера. IT-лидер работает с людьми из любых отделов и с любым подходом к жизни. Ему необходимо уметь доносить свои мысли.
Эффективный лидер знает, как оценить ситуацию, своё положение в ней и умеет определить, как и что нужно донести до группы. Он оттачивает стиль своей самопрезентации, email-коммуникации, навыки переговоров и даже навыки болтовни у кулера.
Эффективная коммуникация невозможна без умения слушать. Общение — это двусторонний процесс. Настоящий лидер умеет слушать и вовремя задавать нужные вопросы.
Решительность
Лидеру часто приходится быстро принимать решения, которые повлияют на всю организацию. Очевидное решение совсем не всегда правильное, и хороший лидер думает о влиянии каждого принимаемого решения на будущий исход. Желательно обдумать это за короткий период времени.
Создание дружелюбного окружения
Атмосфера, в которой работникам предоставляется свобода действий и возможность ошибиться, —наиболее благотворна для рождения новых идей. Осознание того, что из ошибочной попытки может в итоге получиться нечто полезное, позволяет людям не бояться сложных проектов и с удовольствием браться за новые.
Способность решать проблемы
Ключевая способность лидера — либо иметь врождённый талант решать проблемы, либо уметь перепоручить проблему. Лидерам часто кажется, что им нужны ответы на все вопросы. На самом деле лидеру нужно знать правильные вопросы.
Совместная работа
Многие IT-лидеры перестают заниматься работой в одиночку. Они больше не тянут проект и не работают за троих. Навыки совместной работы помогают гораздо быстрее достигнуть результата. Настоящий лидер организовывает совместный труд в те моменты, когда это действительно необходимо.
Чувство юмора
Работа лидера состоит и в мотивации своей команды, предоставлении эффективных инструментов для выполнения задач. Чувство юмора для подъема духа значит очень немало. Шутка может разрядить напряжённую обстановку. Очень важно иногда расслабляться. Более того, лидеру очень полезно показать, что у него, как и у всех, есть и другие интересы в жизни, давать хороший пример баланса между работой, семьёй и увлечениями.
Честность
Строгие моральные принципы и честность —незаменимые качества лидера, ведь лидер — это тот, кому доверяют. В сложных ситуациях, когда на кон ставится судьба компании или карьеры работников, людям нужно знать, что лидер действует не в своих интересах.
Сопереживание
Лидер может представить себя на месте другого человека, посмотреть на ситуацию его взглядом. Это позволяет понять корни проблемы, и не залеплять пластырем глубокую рану.
Знание клиента
Умело выслушать и понять, что нужно внутреннему или внешнему клиенту — это не так просто, как кажется. Иначе не было бы постоянных жалоб «IT-отдел совершенно не понимает, что нам нужно!». Именно лидер знает, что клиент ожидает от разрабатываемого продукта.
Стратегическое мышление
Люди обращаются к IT-лидеру, чтобы узнать, как технологии помогут им решить существующие проблемы и развить бизнес. Для этого лидеру нужно знать не только технологию, но и потребности клиента, рынок, конкуренцию…
Лидер держит в голове очень обширную картину, следит за миссией и целями компании. Если IT-отдел идёт в ногу со стратегией всей компании, это повышает ценность информационной системы и ускоряет достижение общей цели.
Самобытность
Лидеры знают об особенностях своего личностного склада, стиле, ценностях, и не стараются стать плохой копией своего кумира. Игра в лидера выматывает и отвлекает, поэтому лучше быть собой.
Стиль лидерства задаёт тон и влияет на поведение работников. Стоит вспомнить потрясающих лидеров всех времён — Рональда Рейгана, Стива Джобса, Билла Гейтса, — и станет понятно: одни харизматичны, другие прямы как лопата, третьи проницательны… Самое главное, что все они не только знали о своих личных преимуществах, но и использовали их, чтобы помочь другим достичь успеха.
Перевод: Люся Ширшова. По материалам ITworld.