2013-10-17
Ваш проектировщик интерфейсов никогда не будет новым Стивом Джобсом. Давайте, спросите меня почему. Ведь цель любого UX-дизайнера состоит в том, чтобы улучшить опыт взаимодействия пользователя с продуктом. Именно этому он посвящает тонну часов, выясняя потребности пользователя, предсказывая их и отвечая за них. Вы скажете мне, что фанатичное отношение Джобса к качеству дизайна сыграло решающую роль в успехе продукции Apple.
На самом деле Джобс не только понимал саму суть интерфейсов. Великим Джобса делала его способность донести преимущества дизайнерских решений до ключевых акционеров и потребителей, тем самым обеспечивая экспоненциальный рост компании и степень лояльности к бренду.
Эти коммуникационные навыки (также известные как soft skills) становятся исключительно важными, поскольку поставщики технологических услуг всё больше зависят от акционеров и разворачивают настоящие конкурентные войны за пользовательскую аудиторию. Как показало исследование, недавно проведённое группой Aquent, у современных дизайнеров интерфейсов почти полностью отсутствуют навыки коммуникации, способность к сотрудничеству, координации и деловая хватка.
Резюме этого исследования было таково: Способность дизайнера понять и донести бизнес-цели может оказать гораздо более значительное влияние на успех проекта, чем навыки проектирования интерфейса.
По словам одного из участников:
«Одна из самых сложных задач, с которыми я сталкиваюсь – это поиск дизайнера, который будет чувствовать себя комфортно на границе между бизнесом и дизайном. Хотя, кончено, хорошие навыки дизайна сложных приложений, прототипирования, а также опредёленные личностные характеристики тоже очень сложно найти. Тем не менее, я вижу, что дизайнеры не принимают идею разработки продукта, который должен соответствовать потребностям бизнеса. Также у них, как правило, нет опыта ведения переговоров с бизнес-партнёрами касательно требований к продукту и требований к UX».
Другой участник опроса высказал мысль так:
«Забудьте о мобильном вебе, адаптивном дизайне, методологии Agile и прочем. До сих пор невыносимо сложно найти зрелых дизайнеров. Под «зрелыми» я понимаю тех, кто действительно способен решить творческие проблемы. Я до сих пор сталкиваюсь с теми, кто скорее художник или технарь, чем дизайнер. Очень немногие из тех, с кем я сталкивался, по-настоящему понимают деловую стратегию продукта и потребности основных пользователей, и способны создать элегантные решения, удовлетворяющие и ту, и другую сторону».
Другими словами, ваш UX-дизайнер – не будущий Стив Джобс не потому, что он плохой или некомпетентный. Это просто потому, что он не умеет эффективно общаться с деловыми людьми или чётко озвучить бизнес-цели.
Что с этим можно сделать?
Ставить акцент на деловом аспекте дизайна
В эстетическом смысле графическая сторона очень важна, но нужно помнить о том, что дизайн служит прикладным целям. Поэтому ведущие дизайнерские фирмы, лидеры дизайнерской мысли и преподаватели настаивают на том, чтобы дизайнеры думали «по-деловому». Сфера дизайна становится всё сложнее, всё более технически нагруженней, поэтому необходимость в достижении деловых целей всё повышается.
Предоставлять дизайнерам бизнес-наставничество
Проблема состоит и в том, что дизайнеров изначально нанимают не для того, чтобы они принимали какие-то бизнес-решения. Их нанимают для решения определённых технических и юзабилити-вопросов. Тем не менее, как только они становятся частью организации, с ними должен работать менеджер или руководитель отдела и обучать их деловому подходу. Дизайнерам нужно осознать, что UX – это не просто набор фишек, а реализация бизнес-модели.
Настаивать на том, чтобы руководители освоили базовые знания о дизайне
Обмен знаниями должен быть взаимным. Пока дизайнеры осваивают бизнес-подходы, руководители узнают больше о дизайне. Если руководители перестанут рассматривать дизайн как набор красивых окошек, они поймут, что дизайн – это неотъемлемая часть тех услуг, которые компания оказывает клиентам. Чем лучше компания осознаёт необходимость в улучшении и управлении UX-сферой, тем ценнее становится влияние пользовательского интерфейса на продукты и вебсайты компании.
Преодоление этой стены, разделяющей дизайнерскую мысль от бизнес-мысли, является основной проблемой в сфере проектирования интерфейсов. Пока эта стена цела, в этой области вряд ли появится новый Стив Джобс.
Перевод: Люся Ширшова. По материалам Wired.