2013-10-11
Ещё зимой этого года Марисса Майер, CEO компании Yahoo!, приняла решение о запрете удалённой работы своим сотрудникам. Это решение было встречено очень неоднозначной реакцией общественности и экспертов.
Например, Тони Шварц, CEO компании The Energy Project (консультирующей компании, входящие в TOP 100 Fortune), считает, что практика «работник продаёт своё время» крайне устарела. Он считает, что современная система организации труда должна основываться на автономии и прозрачности. Идеальный вариант: компания ставит своим работникам цели, и даёт им полную свободу в выборе средств достижения этой цели. Пусть каждый сотрудник работает так, как удобно именно ему. К тому же разные цели требуют разных рабочих подходов. Профессор Гарвардского Университета Розабет Мосс Кантер разделяет это мнение. «Строгое требование постоянного присутствия всех в строго определённом месте в строго определённое время с высокой вероятностью разовьёт ригидность работников и не гарантирует командной работы». Марисса Майер из Yahoo! вряд ли была способна на неосмотрительный шаг. Она работала в Google до этого, и прекрасно была знакома с политикой Интернет-гиганта, его прекрасным райским уголком со всеми удобствами на офисной территории, разработанной для того, чтобы сотрудники могли проводить в офисе как можно больше часов. «Работая из дома, мы часто жертвуем скоростью и качеством своего труда. Yahoo должен стать единым организмом, а для этого нужно быть вместе», — написала тогда Марисса. Где выше производительность: в офисе или дома?Многим в то время показалось, что Майер сошла с ума. Ведь многие исследования показывали, что удалённая работа предоставляет комфортные условия труда, и продуктивность работников значительно повышается. Защитники Мариссы говорили об обратном и приводили такие же нерушимые аргументы: вспоминали знаменитый «эффект кулера», когда работники собираются в неформальной обстановке на офисной кухне, и именно в эти моменты рождаются новые идеи. Дэн Инграм, вице-президент по маркетингу в компании Enkata, занимающейся аналитикой, проводил многочисленные исследования рабочей производительности, и приводил убедительные доказательства того, что работа из дома менее эффективна:
Эти противоречивые данные сводят с ума. Конечно, правы обе стороны. Удалённая работа может повысить продуктивность одних работников, а совместный труд в офисе может повысить творческий подход других работников. Вопрос лишь в том, кому подходит удалённая работа, а кому – офиснаяКогда мы говорим о творческом подходе, мы имеем в виду рождение новых, до этого невысказанных в имеющемся окружении идеях. Самые толковые мысли, как правило, рождаются не на совещаниях, а в непринуждённом разговоре с коллегами за чашкой чая (или пива, если верить этой статье). По этому поводу Айзек Коэн, профессор Гарвардского Медицинского Колледжа, проводил исследование. Он обработал 35 000 статей на биомедицинскую тему, опубликованных в период с 1999 по 2003 г., в написании которых принимал участие хотя бы один автор из Гарварда. Затем он изучил, насколько влиятельными оказались мысли статей, основываясь на уровне цитирования статьи в работах других академиков. Результаты оказались удивительными. Чем ближе физически находился цитируемый автор к автору последующей статьи (например, их отделы были расположены в одном корпусе), тем чаще цитировались его работы в работах соседа. «Уровень цитирования зависел от возможности двух учёных побеседовать друг с другом и случайно зацепиться за какую-либо идею», — пишет Коэн. Вслед за Коэном проводились и другие подобные исследования. В штате Аризона изучали три технические компании. Всем сотрудникам были выданы социометрические бэджи, отслеживающие их местоположение, что позволило регистрировать моменты взаимодействия между работниками. И снова личное взаимодействие оказалось на высоте. В дни, когда участники команды были ближе к друг другу и физически активны, показатели эффективности также были наиболее высокими. Бен Вэйбер, создатель таких бэйджей и президент компании Sociometric Solutions, заявляет: «Мы наконец развеяли миф о том, что ваша работоспособность повышается, когда вы работаете в одиночку». Но Бен не совсем прав. Для выполнения некоторых задач нужно не взаимодействие, а сосредоточенность. Например, когда нужно в течение 6 часов писать код. В этом случае люди предпочтут быть где угодно, но не в офисе. Доцент экономики Стэнфордского университета Николас Блум провёл эксперимент вместе с работниками крупного китайского туристического агентства. Одни сотрудники работали из дома, другие — в офисе. Результаты оказались неудивительны: работающие из дома по показателям количества проделанной работы обогнали офисных работников на 13%. Предыдущие исследования Блума показали, что компании, в которых действовала гибкая политика в отношении удалённой работы, оказывались более продуктивными по сравнению с исключительно офисными компаниями. Ещё один плюс удалённой работы состоит в том, что она позволяет посвящать труду свои наиболее удачные биологические часы. Многие программисты наиболее продуктивны с 10 вечера до 4 утра, именно поэтому многие IT-компании позволяют своим программистам работать удалённо. Вице-президент инженерного отдела в Stack Exchange, Дэвид Фуллертон говорит: «Они могут встать с постели, и через две минуты уже быть на рабочем месте». Итак, продуктивность и творческий подход находятся на разных полюсах. Как найти баланс?Весь секрет в самопознании (нет, ниже ничего не будет про дао и карму). Нужно научиться осознавать направленность своих психических функций. Оценивать, какой тип мыслительной работы необходим в данный период времени. Нужен мозговой штурм в стиле «Безумцев»? Оставайтесь в офисе. Нужно написать 90-страничную документацию? Наверное, лучше поработать дома, за любимым столом в любимых трусах. Бен Вейбер изучал одну компанию, в штате которой было несколько высококлассных программистов. Эти программисты жаловались на то, что по-настоящему продуктивно могут работать только из дома. Когда они оказывались в офисе, страдала продуктивность работы всей компании, потому что им приходилось тратить время на разрешение вопросов других работников. Так почему бы не разрешить этим программистам работать из дома? Универсальная политика, не учитывающая потребности контекста и деятельности (подобная той, которая сейчас в Yahoo!), кажется слишком неповоротливой в современных реалиях. Некоторые компании находят выход из этой ситуации, установив особый порядок офисных часов. Например, в компании Smule (разработчик музыкальных мобильных приложений) сотрудники работают в офисе три дня в неделю. В остальные дни они могут работать откуда хотят. Глубокие аспекты и проблемы кода они решают вместе, а потом расходятся по домам и решают свои блоки задач. Можно зайти ещё дальше и сказать, что провести чёткую черту между продуктивностью и творческим подходом невозможно. Всем знакомы ситуации, когда муза посещает вас в полном одиночестве, или наоборот, вы поразительно быстро работаете в офисе, вдохновлённые примером коллег. Весь секрет умной организации труда состоит в том, чтобы чувствовать эти нюансы и использовать их с выгодой. Автор: Люся Ширшова. Подготовлено по материалам Wired. Читайте также: Выбираем лучший напиток для работы мозга: кофе или пиво? |