2013-09-20
Недавно в Рунете запустился новый проект FAVORaim. В основе проекта заложения технология, которая по интересам человека и его реакции на различные действия строит сценарии развития событий и предлагает то, что этому человеку интересно.
О запуске проекта и своей команде рассказывает Андрей Корхов, руководитель проекта.
Буквально пару слов о вашем проекте: как зародилась идея, есть ли у проекта аналоги и вдохновители?
Мы с женой увлекались танго, и в один момент просто захотелось знать, в каких заведениях проводятся танго-вечера. В одном клубе такое может быть раз в несколько месяцев, в другом тоже. Отслеживать всю информацию на разных сайтах и группах в социальных сетях не хотелось. Слишком много информации, а тебе нужна только одна тематика. Так и началось. Затем поняли, что эти тематики можно использовать и для рабочих моментов, например, знать, когда будут smm- или стартап-мероприятия.
Какие преимущества, по вашему мнению, для работников несёт стартап по сравнению с уже запущенным и развитым бизнесом?
Что касается разницы работы в крупной компании и стартапе, то тут каждый выбирает для себя сам плюсы и минусы. Крупная компания — это стабильность, уникальный опыт, а стартап это драйв, это постоянное изучение нового из разных сфер, это близкое общение внутри компании. В нашем коллективе скорее преобладает корпоративная культура стартапа.
А что это такое — «корпоративная культура стартапа»?
Низкая дистанция власти, возможность каждому участнику команды повлиять на работу проекта, путем внесения идеи. Общий порыв, когда каждый участник искренне радеет за проект и считает его своим делом.
Команда у нас, как и у всех, наверное, построилась с течением времени. Приходили и уходили люди. Кто-то влился в коллектив и остался надолго. Тут важно, чтобы профессиональные качества сходились с личностными. Команда работает хорошо, когда участники друг друга уважают и в чем-то становятся друзьями. Бывало, когда человек сверхпрофи, но не может ужиться с остальным коллективом – с такими людьми приходилось прощаться, с ними трудно работать.
Как организуется рабочий процесс? Работаете ли вы удалённо или в одном пространстве? С какими организационными трудностями столкнулись?
Основная часть команды инженеров работает чаще из дома, кому как удобно, иногда встречаемся в офисе для общей синхронизации и просто пообщаться. Так как все друг друга знают, то взаимопонимание достаточно налажено, а с помощью Skype многие вопросы решаются гораздо быстрее. Новые участники команды и те, кто занимаются коммерческими и маркетинговыми задачами, работают в офисе, с ними я связываюсь ежедневно по Skype и решаю поступающие вопросы, ставлю новые задачи на день.
Все трудности распределения задач и частой работы из дома были решены с помощью многолетних проб и ошибок. Есть определенные инструменты, которые помогают эффективно работать на расстоянии. Мы пользуемся Dropbox, Trello, Google-документами.
Но тут стоит заметить, что использование всех этих инструментов требует определенных навыков работы в команде. Заранее заданные сценарии работы с системой не гарантируют, что эти сценарии выполняются командой правильно. Поэтому с течением времени мы стали какие-то функции использовать более широко, а какие-то не использовать вообще. Сейчас у каждого есть чёткое понимание задач, все знают, как можно связаться с другим человеком внутри команды.
Наш проект сложно назвать классическим стартапом, когда основатели только совершают первые шаги в бизнесе. С прошлым проектом «ЯрМап» уже совершили огромное количество ошибок, наступили на все грабли, на которые только можно было наступить, пережили кризис 2008 г. Теперь в работе над текущим проектом мы чётко понимаем, как нужно действовать и как не нужно, ведь каждая ошибка стоит денег.
Каких ошибок вам удалось избежать в начале проекта благодаря своему опыту, полученному ранее? Как именно помог этот опыт?
С самого начала мы использовали постановщик задач и багтрекинг Redmine, иногда для общего списка планов — ToDo от Trello. Все это позволило эффективней управлять работой технического отдела и добиваться выполнения поставленных целей в нужные сроки.
Также опыт помогает выстраивать активные продажи, у нас уже был опыт холодных звонков, и, как и у многих, кто работает с продажами, мы знаем про правило десяти: 10 звонков = 1 встреча, 10 встреч = 1 клиент (партнер). Для работы с партнерами используем CRM от Мегаплана.
Мы знаем, как работать с организациями, чтобы они стали твоим партнерами, научились как-то договариваться, искать точки соприкосновения. Еще один плюс — мы уже знакомы с бухгалтерией и работали с государственными органами.
Сколько сейчас человек в команде? Где искали людей, как собирали команду? За что отвечает каждый участник?
Над проектом сейчас на полный рабочий день трудится шесть человек, еще несколько человек привлекается по мере необходимости. Костяк команды сложился за долгие годы совместной работы. Четыре человека из шести работают вместе более пяти лет. Сейчас в команде проекта в основном инженеры, которые трудятся над технологической составляющей, но постепенно команда обрастает людьми с коммерческими функциями. Поиски каждой единицы команды лучше проводить на соответствующих площадках. Например, контент-менеджеров логично искать Вконтакте. Мы разместили объявление о вакансии там, и на него почти сразу откликнулось около ста человек.
Столкнулись ли вы с кризисом роста компании?
Руководство уже проходило стадию бурного роста, когда из двух наёмных сотрудников компания растет до 20-30-40. В этот момент у основателей, если они руководят компанией, начинается потеря контроля над выполнением задач и постановкой целей. Из этой ситуации мы, конечно, вышли, не потеряв контроль, но потеряв время и деньги. Пришлось прописывать должностные инструкции, нанимать профессиональный управленцев на руководящие должности (руководителя отдела продаж, технического отдела, а в некоторых операционных и текущих делах привлекался заместитель директора).
Коллектив растет, и это затрудняет коммуникации. Когда-то руководитель мог охватить все процессы и контролировать их сам, но с ростом проекта приходится учиться делегировать и уже налаживать связи между процессами, давать общее направление. Но это не всегда эффективно получается из-за нехватки опыта или даже желания заниматься управленческой работой, и тут приходится привлекать сторонних руководителей. А все потому, что компания растет, и увеличивается количество проблем: с партнерами, с поставщиками, с коллективом, с людьми. Маленькая компания – маленькие проблемы, большая компания — большие проблемы.