2013-08-26
Почти четыре года назад, когда Розенберг работал в Google вице-президентом по маркетингу и управлению продуктами, он разослал по корпоративной почте письмо, в котором яростно отстаивал необходимость сделать продукты Google более открытыми. Тогда никто с ним не согласился. В то время он занимался построением команд, работающих над Chrome и Android. Его старания окупились с лихвой, сейчас это два самых стратегически важных продукта Google.
А тогда всё шло не так гладко. Розенберг первым рассказал о фейлах и неудачах того периода на лекции, которую организовал для студентов-выпускников своего родного колледжа, Клермонт Маккенна.
Итак, 42 правила Розенберга, некоторые из которых могут показаться взаимоисключающими, но если прочесть их внимательно, всё встанет на свои места.
Общение
1. Повторяйте всё по сто раз
Общения много не бывает. Даже если вас окружают умнейшие люди на свете, их головы заняты тысячей вещей, поэтому собрания, напоминания по почте, корпоративы на рабочем месте и вне его —наше всё.
2. Делитесь всем. Не скрывайте ничего.
В Google мы по умолчанию делились всей имеющейся информацией. В Интернет-эпоху сила состоит в доступности информации, а не в её сокрытии. Работникам нравится, когда им доверяют, и не нравится сталкиваться с неприятными сюрпризами. В компании должна быть прозрачная политика.
3. Каждое слово – важно.
Слова руководителя должны быть обдуманными и точными. Всё, что скажет руководитель, неизбежно будет переосмыслено. Чем лаконичней вы излагаете мысль — тем меньше поводов для извращения смысла. Коммуникация — это не написание вялотекущих электронных писем и не озвучивание каждой мысли, приходящей в голову.
4. Рассказывайте истории.
Великие лидеры — это великие педагоги. Великие педагоги — это великие рассказчики. Если хотите быть лидером, вы будете учить людей новому и рассказывать им истории.
5. Замолчите, наконец!
Вы никогда ничему не научитесь, если слишком много болтаете. Умение слушать сделает вас умнее, скромнее и понятнее. Бесконечные разговоры наполняют вас лишь чувством собственного превосходства. Люди проводят слишком много времени рассуждая о том, как что-то работает, вместо того чтобы послушать человека, который знает об этом. Если вам нужно поговорить, задавайте вопросы. Люди гораздо больше узнают из ваших вопросов, чем из готовых ответов. Пусть подумают над ответами сами.
6. Хотя, если знаете ответ…
Иногда нужно выслушать, а иногда — сказать прямо. Если вы знаете точный ответ, озвучьте его, не теряйте время! С одной поправкой: укрепите свою позицию информацией. Не говорите «Я думаю», говорите «Давайте я вам всё покажу».
Корпоративные ценности
7. Не афишируйте внутреннюю иерархию
Вы смотрите на iPod или на Kindle, и не можете определить структуру Apple или Amazon по их продуктам. Розенберг рассказывает по этому поводу свою любимую историю от Эрика Шмидта. Ещё во времена работы в Sun Microsystems Шмидт распечатывал коробку с сервером, и, открыв её, увидел восемь документов с маркировкой «Прочитайте меня в первую очередь». Это значило, что восемь разных людей полагали, что именно их мнение —самое важное. И бедный продакт-менеджер распорядился положить все восемь инструкций в коробку. Для конечного пользователя это неправильное решение. Хороший лидер продирается сквозь эго и выбирает лучшее из предложенных решений.
8. Избегайте принимать сторону топов
Если вы решаете проблему или вопрос, необязательно сразу хвататься за решение, предложенное самым высокооплачиваемым специалистом. Должность на самом деле ничего не решает. Если у кого-то есть ценный опыт, у него должны быть и обезоруживающие аргументы в защиту своего предложения. У всех, вне зависимости от уровня заработной платы и статуса, должно быть право голоса, и единственным критерием должна являться сила приводимых аргументов. Джим Барксдэйл, CEO в Netscape, как-то сказал: «Если у нас есть данные, давайте посмотрим на данные. Если у нас есть только мнения, давайте начнём с моего».
9. Я волком бы выгрыз бюрократизм
Самое важное в организации — это возможность сойти с проторенного пути. Поэтому в Google нет директоров. Работа директора — ставить деловые интересы выше интересов компании. Не надо так.
10. Больше народа – веселей работа
В наполненном людьми пространстве есть какая-то особенная аура. Офис должен быть создан для взаимодействия и энергичной деятельности, а не для изоляции и статуса.
11. Стратегия и тактика
Многие не знают разницы между стратегией и тактикой, либо думают, что им нужно либо то, либо другое. Нет. Успешная стратегия строится из успешных тактик. Есть хорошие стратеги, а есть хорошие тактики. Вот почему мы работаем в командах.
12. Большой секрет для маленькой компании
В Google мы выяснили, что идеальный размер команды — это размер небольшой семьи. Худшее, что вы можете сделать при разработке ПО — это вводить в проект всё больше и больше людей. Создавайте маленькие команды, они зачастую могут больше, чем большие. Розенберг приводит известную цитату антрополога Маргарет Мид: «Не сомневайтесь в том, что несколько мыслящих и самоотверженных людей способны изменить мир».
13. Смотрите друг на друга
Работа из дома — это злокачественная опухоль. Запрещайте её.
14. Будьте оригинальны
Не копируйте своих конкурентов. У них хреновые продукты, у вас явно получится лучше.
15. Надежда — это не часть плана
16. Доверяй, но проверяй
Крупные организации и команды часто опускают мелкие подробности, но лидер не может себе этого позволить.
17. Излишние старания слишком дорого стоят
Это просто: 80% вашего времени приносят 80% вашего дохода. Больше дохода – меньше проблем. Кажется очевидным, но принять это сложно, потому что в погоне за остальными 20% дохода вы потратите гигантское количество времени.
18. Остерегайтесь завистников
Любому успеху сопутствует зависть. Главное оружие зависти — неожиданность, которое вы можете побить своим криптонитовым мечом — скромностью.
19. Реорганизация
Если вам необходима реорганизация, проведите её за 24 часа, не затягивайте. Это следствие из афоризма Бена Франклина: «Трое могут хранить тайну, только если двое из них мертвы».
Команда
20. Хорошие собеседования
Вам нужно научиться проводить хорошие собеседования. Найм новых работников —это развитие компании. Люди думают, что в Google стремятся из-за изысканных обедов, сеансов массажа, эспрессо и другой мишуры. Но в Google приходят для того, чтобы работать с талантливыми людьми. Настоящие таланты не только строят великую компанию, но и привлекают другие таланты.
21. Нанимайте коллективно
Очень часто компании взваливают всё на менеджеров по персоналу. В Google такого нет. Все соискатели проходят через целую комиссию. Повышение тоже рассматривается коллективно.
22. Нельзя научить любви
Люди, которые разработали Google Sky, — инженеры по разработке ПО, а не астрономы. Они создали крутой продукт не потому, что они классные инженеры. У них это получилось потому, что они любят астрономию. Неподдельный энтузиазм ощущается, его видно во взгляде. При найме работников очень важно поймать этот огонёк в глазах, пусть даже он загорается при упоминании совершенно другой сферы жизни соискателя. Как человек может любить свою работу, если он в принципе ничего не любит?
23. Не нанимайте узких специалистов
Особенно технарей. И не пытайтесь стать узким специалистом сами. Работа меняется, технологии меняются, и узкая специализация останется за бортом. Ещё Эйнштейн говорил: «Нет ничего более постоянного, чем перемены».
24. Придержите коней
Лучше искать подольше, чем нанимать первого попавшегося.
25. Разнообразие – лучшее оружие…
Против ограниченности. Люди с разным жизненным опытом видят мир по-разному. Это бесценно.
26. Будьте разборчивы
Вместо того, чтобы увольнять сотрудников, не нанимайте тех, кого вы захотите уволить.
27. Жизнь несправедлива
Среднестатистический бейсболист Большой лиги зарабатывает около трёх миллионов долларов в год. Я хотел стать бейсболистом, но не смог. Я бы заплатил эти три миллиона долларов только за то, чтобы выйти в центр поля в форме Giants, но даже это мне не светит, потому что жизнь — несправедливая штука. Не нужно поощрять людей за хорошую работу из вежливости, если на самом деле не было никакой хорошей работы. Миром правят одарённые. Если хотите большего — поощряйте настоящие подвиги.
28. Проводите чистку
Очень важно уметь распознать паршивую овцу в стаде и избавиться от нее. На вечеринке вы подходите к тарелке, на которой осталось шесть суши. Человек перед вами забирает пять. Однозначно неприятная личность. В столовой видите, как кто-то что-то проливает и небрежно вытирает. То же самое. Это плохой признак.
Принятие решений
29. Ставьте правильные цели
Целями определяется поведение, цели порождают конфликты. Выберите правильную цель, и если она рождает проблемы, —измените её.
30. Консенсус не означает единогласного выбора
Не нужно проводить часы, стараясь прийти к единогласному решению. На самом деле консенсус может стать даже опасным. Если все в команде думают одинаково, это значит, что кто-то не думает вовсе.
31. Учитывайте пожелания клиента
Если не знаете, что делать, спросите у клиента.
Инновации
32. Творчество неуправляемо
Многие компании пытаются управлять творческим процессом. Это не работает. Творчество можно спонсировать, финансировать, его можно измерить, за ним можно следить, его можно стимулировать. Но повиноваться оно не может.
33. Готовьтесь к проигрышам во имя победы
Руководитель не предотвращает риски, а обеспечивает восстановление после ошибок. Есть хорошие ошибки и плохие ошибки. Хорошая ошибка быстро исправляется и даёт урок. Плохая ошибка затягивается надолго, и ничему вас не учит. Лидер предотвращает появление плохих ошибок. Даже кризисы — это хорошо. Внезапно все перестают принимать вещи за должное. Вот тогда и грядут настоящие перемены.
34. Не тормозите процесс
Иногда лидеры зарывают идеи в землю просто потому, что у них на руках есть более привлекательные. Это тупиковая ветвь. В эволюционном процессе отсева плохих идей вы приложите все усилия, чтобы рассмотреть их все. Лучшие пройдут вперёд, худшие отпадут сами. Томас Эдисон как-то сказал: «Только из множества идей рождается одна великая».
35. Говорите «Да»
Организации часто формируют антитела к изменениям. Поэтому крупные корпорации перестают стремиться к новому. Если вы производите новое, вы подобны вирусу для такой компании. Антитела хотят убить вас. В такой ситуации хороший лидер говорит новым идеям «да», чтобы вытащить компанию из инерции. Пессимисты не меняют мир.
36. Здравый смысл приходит с опытом
Каждый раз, когда у кого-то случалась неудача, я просил его написать об этом свои впечатления и поделиться с командой. Вам может показаться, что стыдно писать об ошибках. Но знаете что? Покажите мне команду, которая не совершает ошибок, и я скажу, что эта команда не сделала ничего нового. На ошибках учатся лучше, чем на успехах, если вы уделите время их анализу.
Человеческие качества
37. Учиться, учиться и ещё раз учиться!
Ваше образование не может быть закончено. Вы даже не знаете, сколько всего вы ещё не знаете. Учитесь новому, чтобы помнить, как тяжело учиться. А ещё: чтобы научиться, научите чему-нибудь кого-нибудь другого.
38. Растите
Скромность и высокомерие зависят от возраста. Почему? Чем старше вы становитесь, тем лучше вы понимаете, как сложно что-либо организовать.
39. Поручайте дела
Как лидер, вы окружаете себя талантливыми людьми. Постепенно ваши люди начинают понимать, что именно у них получается делать лучше, чем у вас.
40. Говорите правду
Настоящий лидер отдаёт душу в дело команды. Люди отлично видят, если этого не происходят. Умный человек всегда распознает лицемерие. Поэтому следите за тем, что говорите, и проводите много времени над вещами, которые вы же сами и назвали важными.
41. Не забывайте об ушедших людях
Технический мир очень тесен. Его представители становятся всё больше связаны друг с другом, и вы всё чаще будете сталкиваться с людьми, с которыми уже работали ранее. Смотрите на то, как люди уходят. Вы многое узнаете о человеке, наблюдая за тем, как он покидает своё рабочее место.
42. Вы — не особенный
Розенберг каждый год пишет критический обзор, посвящённый самому себе. Это единственный путь научиться новому. Общение, осознание ошибок, работа над ними. Никто не идеален — даже вы.
Перевод: Люся Ширшова. По материалам записи лекции Джонатана Розенберга.