2013-08-06
Для многих работников переход из офисов с закрытыми кабинетами в помещения с открытой планировкой стал достаточно непростым.
«Это было настоящим культурным шоком», —говорит Энн Дэвис, вице-президент службы персонала компании Sharp (г. Сан-Диего, штат Калифорния).
Сейчас, конечно, штат из 1,100 работников, включая Энн Дэвис и её отдел, успешно прошли адаптацию и по-настоящему полюбили своё новое рабочее пространство. Им настолько понравилось, что они привнесли в свой офис принцип «гостевых рабочих станций», — рабочие столы не закреплены за работниками. Работник, проводя день в офисе, может садиться за любой свободный компьютер.
«В конце концов все приходят к открытой политике», — утверждает Энн, — «Людям нравится, когда они могут спокойно пройти по офису, спросить мнение друг друга, посидеть рядом, попить вместе чай за столом. Никакой изоляции».
Движение к открытым партнерским рабочим местам идёт на протяжении последних 5-10 лет во всем мире — так утверждает Кэйт Листер, президент Global Workplace Analytics (Центр международных исследований рабочего пространства), г. Карлсбад, штат Калифорния.
В последнее время, по её словам, европейские компании, долгое время известные своим свободным подходом к рабочим местам, сдают позиции перед американскими компаниями.
По данным Международной ассоциации управления инфраструктурой, 68% наёмных работников в Северной Америке трудоустроены в офисах открытой планировки.
Тем не менее, далеко не все поют серенады этим дивным новым «опен-спейсам». К примеру, пожилым сотрудникам, всю жизнь проработавшим в отдельном небольшом кабинете, сложнее переключиться на непривычное неиерархичное пространство. Это же касается юридических, финансовых и других компаний, где нормой рабочей активности являются традиционные деловые встречи и телефонные звонки.
Более того, последние статистические исследования зачастую обвиняют open-space офисы в снижении производительности труда, ущемлении частного пространства и даже в увеличении случаев невыхода на работу.
Преимущества совместного рабочего пространства
Прежде всего, по данным Кэйт Листер, основной залог успеха опен-спейсов — это желание сократить затраты на недвижимость.
Благодаря мобильным устройствам, технологиям удаленных конференций и растущему штату зарубежных сотрудников современные работники проводят лишь около 40-50% своего рабочего времени непосредственно за своим рабочим местом.
Вместо того чтобы платить за неиспользуемое место, компании предпочитают объединять пространства. Особенно это касается стран с развитыми сферами IT и мобильных технологий, например, США, Германии, Великобритании и Нидерландов.
К примеру, с 2009 г. американская компания Citrix со штатом более 8,000 человек по всему миру перевела половину своих офисных зданий на более открытые площадки. Это сократило расходы на недвижимость компании с 6,5% от бюджета до 4%, по словам Гай Дезотеля, вице-президента департамента управления инфраструктурой Citrix.
Но дело тут не только в технологичных решениях и экономии бюджета.
«Практически все успешные компании стремятся к сотрудническим отношениям – внутри рабочих команд, с бизнес-партнерами, с клиентами», — говорит Барри Варко, руководитель международного отдела управления инфраструктурой компании Zurich Insurance Group, штат которой насчитывает 60,000 сотрудников.
Эта компания внедрила открытый подход к организации рабочего пространства в 1,200 своих офисах. «Многим работникам совсем не нужен свой рабочий стол в течение всего рабочего дня. Сама суть рабочего времени меняется», — говорит Варко.
Беспроводные технологии и «облачные» сервисы упрощают внедрение «кочевых рабочих станций». Многие работники явно предпочитают такой подход традиционному. Люди больше не хотят быть привязаны к своему рабочему столу, особенно поколение двухтысячных.
Обратная сторона медали
Тем не менее, есть основания думать, что увлечение опен-спейсами зашло слишком далеко.
Из основных проблем можно выделить: шум и вопрос частного пространства. Размер рабочего пространства уменьшается, количество раздражающих факторов увеличивается, и теперь работникам нужно прилагать множество усилий, чтобы сосредоточиться.
Недостаток открытой планировки офиса в том, что возможность концентрироваться на собственных задачах приносится в жертву совместным задачам.
Энн Дэвис из компании Sharp на своём опыте убедилась, что к повышенному уровню шума в опен-спейсе многие быстро привыкают. Чтобы облегчить адаптацию работников, компания включала «белый шум» в динамиках своих офисов и напоминала сотрудникам о необходимости говорить тише.
Отсутствие частного пространства может снизить продуктивность весьма неожиданным образом.
Арон Сузман, со-учредитель американского брокерского агентства TheSquareFoot, вспоминает клиента, который взял в аренду опен-офис в кризисный период своей деятельности. В какое бы время администрация той компании ни зашла в переговорную комнату для проведения совещания, все работники офиса оказывались невольно вовлечены в это действие, что отвлекало их от работы.
Такие неожиданности не окупит никакая экономия.
Решение в двух измерениях?
Есть и золотая середина между закрытым и открытым пространством для работы. Смешанное пространство дает работникам доступ и к тихим личным рабочим точкам для концентрации на серьезных личных задачах, и открытые зоны для обсуждений и командной работы. По словам Джанет Поуг, эксперту по созданию рабочих пространств в Gensier, этому подходу предстоит пройти ещё многое на пути к снижению напряжённой обстановки в мире open-space офисов.
Недавнее исследование компании Gensier показало, что американские работники проводят чуть более половины своего рабочего времени за решением индивидуальных задач, и примерно четверть — за решением совместных задач. Компании с открытыми рабочими площадками, которые удовлетворят потребности и того, и другого направления деятельности своих работников, получат в итоге более продуктивных и довольных сотрудников.
«Крайне важно обеспечить выбор мест, где можно заняться тем или иным видом деятельности», – говорит Джанет.
В компании Zurich Investment Group опен-спейсы включают в себя традиционные рабочие места (некоторые закреплены за отдельными работниками, некоторые доступны для всех) и зоны для командной работы, где возможно быстрое и простое взаимодействие. Кроме того, в этих офисах имеются зоны для отдыха и закрытые комнаты-кабинеты для совещаний.
«Людям нравится чувствовать себя как дома», — говорит Варко.
Перевод: Люся Ширшова. По материалам bbc.com.
Читайте также: