2013-07-23
Нам удалось взять интервью у одного из самых известных метапоисковиков авиабилетов в России и странах СНГ — Aviasales.ru. Ответы на вопросы нам любезно предоставил Борис Каплуновский, CTO компании.
— Борис, расскажите о своем проекте, а также о перспективных направлениях развития компании.
— Aviasales.ru занимает позицию лидирующего метапоисковика авиабилетов в России и странах СНГ. В нашу сферу интересов входит не только поиск авиабилетов, но и вся сфера online travel в целом, именно поэтому некоторое время назад мы запустили отельный проект для поиска отелей Hotellook.ru. Нашей целью является развитие интернета и создание сервисов упрощающих путешествия с помощью современных технологий.
— Насколько нам известно, в сфере travel-метапоисковиков есть несколько крупных игроков, чем вы выделяетесь на фоне ваших конкурентов?
— Наши основные преимущества:
- Здравый смысл;
- Скорость реагирования;
- Техническое превосходство.
Главными предметами нашей гордости, в техническом плане, являются: affiliate (партнерские) формы поиска встраиваемые в сайты наших партнёров; отличная аналитика, как для внутреннего использования, так и предоставляемая нашим партнёрам; а также механизмы мониторинга эффективности работы наших контрагентов.
Партнерские формы позволяют хозяевам travel-сайтов быстро и просто создавать поисковую форму, соответствующую дизайну их сайта, и получать код для интеграции в сайт.
Аналитика даёт возможность партнёрам следить за взаимодействием с формами поиска, чтобы максимально и эффективно использовать трафик. Аналитика агентств, представленных в нашем поиске, позволяет, с одной стороны, заблаговременно сообщать о проблемах в работе серверов агентств, а с другой, вовремя реагировать на несоответствие цен в результатах поиска и конечных цен на сайте агентств, тем самым повышая качество поисковой выдачи для наших пользователей.
— Есть ли у вас еще какие-либо проекты и если есть, помогают ли они в работе над основным проектом?
— Наш основной проект — метапоисковик авиабилетов (Aviasales.ru), кроме него у нас есть проект метапоисковика отелей (Hotellook.ru) и проект партнерской программы, позволяющей монетизировать трафик сайтов о путешествиях (Travelpayouts.com). Даже схожие проблемы во всех проектах принято решать по-разному, это позволяет иметь конкурирующие решения для схожих задач, а как известно конкуренция приводит к повышению качества. Ну и конечно различные взгляды на одну проблему позволяют расширять кругозор сотрудников.
— Что было залогом успеха для достижения высоких показателей посещаемости и как вы вышли на международный рынок?
— Я бы не хотел пока распространяться о наших успехах на международном рынке, там есть чем гордиться, но эта история пока только начинается. Высокие показатели посещаемости на русскоязычном сайте обусловлены, в первую очередь, качеством поиска и заботой о пользователях, ни одна жалоба пользователя не остаётся не рассмотренной, также в деле повышения посещаемости помогает отдел SEO. Мы прикладываем колоссальные усилия, чтобы сделать крутой user experience.
— Какие сложные задачи вам уже удалось решить, а какие еще предстоит?
— Одной из самых сложных задач, с которой мы успешно справились, был рост нагрузки и сопутствующее распределение нагрузки между несколькими серверами вместо единственного сервера, на котором движок Aviasales работал изначально. В ходе этой миграции приложение из монолита было разбито на несколько сервисов, работающих независимо, что позволило сократить количество SPOF (единых точек отказа) в системе, тем самым повысив её отказоустойчивость.
За этой проблемой последовала другая — анализ ответов агентств для маркетинговых (и не только) целей. В сутки мы получаем несколько миллионов ответов агентств — это несколько десятков гигабайт данных, причём зачастую результат обработки этих данных нужен здесь и сейчас, а времени ждать задумчивого Hadoop (framework для обработки больших объёмов данных) нет.
Не побоюсь похвастаться, что анализ этого потока данных у нас настолько хорошо организован, что мы предоставляем данные маркетинговым отделам авиакомпаний для анализа всего рынка, а наш собственный отдел маркетинга просто купается в данных. Мы знаем: куда летают наши пользователи и куда они хотят полететь (это зачастую разные места); знаем на каких самолётах люди предпочитают летать по конкретным направлениям; знаем за сколько дней до вылета пользователь покупает билеты и по какому именно билету из выдачи ему хочется кликнуть; знаем даже сколько выбросов CO2 делает каждая конкретная авиакомпания.
Среди задач, которые ещё предстоит решить — реализация нового поискового движка позволяющего отображать результаты поиска в реальном времени, не дожидаясь ответов всех агентств, а также поиск перелётов для более чем двух пунктов, так называемый «открытый поиск» (open jaw). Ещё одной увлекательной задачей будет интеграция метапоисковика отелей в мобильное приложение и внедрение социальных функций в наши сайты.
— Какой охват аудитории у вашей компании, и в каких странах ваш сервис наиболее популярен?
— Наш сервис наиболее популярен в России и странах СНГ, также мы стремимся на иностранные рынки, так как считаем эти рынки крайне перспективными. Наибольшей покупательской способностью обладает Москва. Москвичи делают в несколько раз больше поисковых запросов и покупок, чем жители других городов. Впервые увидев эти данные, я был поражён. Я знал, что Москва является экономическим центром России, но увидеть, что примерно 30% всех авиабилетов покупается в Москве, оказалось для меня откровением, ведь в Москве проживает всего около 8% населения страны.
— Сколько пользователей в день посещает ваш ресурс, и как вы справляетесь с огромным потоком запросов?
— Услугами наших сайтов пользуются около 200,000 уникальных пользователей ежедневно, эти пользователи делают около 500,000 поисковых запросов авиабилетов. Для предоставления сервиса нашим пользователям, у нас развёрнут кластер из примерно 20 виртуальных машин в облаке, это позволяет гарантировать необходимую отзывчивость и отказоустойчивость систем. При росте нагрузки мы поднимаем новые сервера и сдаём их, когда нагрузка спадает. Также мы используем системы мониторинга работоспособности приложений, как внешние NewRelic, так и внутренние Zabbix, Monit. Кроме того, если по каким-либо причинам одна из систем дает сбой, например система real-time рассылки цен на авиабилеты, то остальные системы продолжают работать.
— Какие у вас планы на будущее, я прекрасно понимаю, что многое является коммерческой тайной, но все же, что сейчас в приоритете?
— В ближайшем будущем мы планируем превратить наш сайт из сайта для поиска авиабилетов в глобальный и всеобъемлющий справочник путешественника, где можно будет не только купить билет в нужную точку по низкой цене, но и спланировать путешествие, сравнить цены разных вариантов путешествий, а также узнать оптимальную дату для путешествия в ту или иную страну или город.
— Есть ли у вас в команде звездные сотрудники, и каких специалистов на данный момент больше всего недостает команде?
— Почти каждый член команды Aviasales — звезда, у каждого есть экспертные навыки в какой-либо области и знания, которыми он делится с коллегами, однако дефицит кадров имеет место быть. На данный момент нам не хватает специалистов по работе с массивными объемами данных (да-да, есть ещё нерешённые задачи). Ну и традиционно мы ищем Ruby-On-Rails программистов с хорошим опытом.
— Как известно, ваш основной офис находится на острове Пхукет в Таиланде. Как родилась эта идея, и что послужило причиной переезда?
— Идея переезда родилась в голове Константина Калинова (основателя Aviasales) задолго до появления Aviasales. Константин — человек бескомпромиссный и решительный, коль уж он решил, что тёплый климат и доброжелательные тайцы обеспечивают комфортное существование ему, то следующим шагом было обеспечение подобного комфорта для всех сотрудников компании. Офис Aviasales переехал на о. Пхукет, как только проект начал набирать обороты.
— Как вы отбираете будущих сотрудников, и как происходит их переезд?
— В мою сферу ответственности входит собеседование и набор программистов, о найме программистов и расскажу. Важнейшим фактором при собеседовании является знание более чем одного решения для типичных задач web-приложений. Также я обращаю внимание на умение внятно и доходчиво выражать свои мысли и, конечно, наличие этих самых мыслей в голове. Если кандидат знаком с основами computer science; знаком с двумя-тремя языками программирования; имеет представление о том, как функционирует web и готов с шашкой наголо преодолевать технические трудности, с которыми не сталкивался ранее, то мы оплачиваем ему переезд и готовим кандидату теплое рабочее место в офисе Aviasales на берегу моря. Испытательный срок проходит уже в Таиланде, чтобы человек сразу начал вливаться в команду.
— Как вы адаптировались к новым условиям, и как переезд повлиял на работу компании в целом?
— Новые условия по душе всем без исключения обитателям тайского офиса, иначе они бы тут не жили, поверьте на слово. Работа на берегу моря, среди доброжелательных и высококвалифицированных коллег в условиях отличного климата, чистейший воздух, свежие фрукты, что может быть лучше? Кроме того, работа в тайском офисе Aviasales дополняется набором менее значительных преимуществ, таких как: безумные вечеринки Aviasales, отсутствие необходимости мерзнуть зимой, возможность добираться из дома до работы за 5-10 минут пешком или на мотоцикле/скутере.
— Есть ли у вас офисы в других странах, и какую роль они выполняют?
— Кроме основного офиса на о. Пхукет (Таиланд) у нас есть офисы в Петербурге, Москве и Сиднее (Австралия). В питерском офисе обосновались разработчики мобильных приложений для iOS и Android. Так уж вышло, что их менеджер не захотел переезжать в Таиланд и коварно использовал свою харизму, а также немного чёрной магии с печеньками, чтобы убедить остальных разработчиков мобильных приложений остаться в Питере.
В московском офисе обитают люди, которым необходимо лично общаться с представителями других компаний. К сожалению, на данный момент не все проблемы можно решить, используя глобальную сеть, и некоторые вопросы лучше решать лично.
В Сиднее обитает всего один сотрудник компании — Макс Крайнов, его опыта управленца хватает для того, чтобы выполнять работу CEO удалённо. Я подозреваю, что для Макса удалённая работа — это препятствие, которое ему интересно преодолевать.
— Какие традиции прижились у вас в коллективе?
Приезжающие из России сотрудники непременно привозят копчёную колбасу, не то чтобы тут не было колбасы, но есть авторитетное мнение, что колбаса с родины лучше усваивается. И ещё одна традиция — работать и отдыхать до потери пульса. Вечеринки в пятницу всем офисом после трудной рабочей недели — это нечто, мы гордимся своей энергичностью, о ней ходят легенды!
— Большое спасибо за интервью и в заключение, расскажите, чего вам недостает в далеком Таиланде?
— Мне иногда недостаёт питерского метро, в котором, живя в Питере, я прочел горы книг художественной и технической литературы. Иногда не хватает сугубо русских продуктов вроде бубликов, глазированных сырков и кабачковой икры. 🙂 Спасибо за интересные вопросы!
— А вам огромное спасибо, что поделились с нами уникальными аспектами работы и жизни в экзотической стране.
Текст подготовлен Александром Птицыным.