Как технологии помогают творить
2014-01-28
Вопреки стереотипному разделению на «мир гуманитариев», «мир творчества» и «мир точных наук», технологии действительно стимулируют творчество. Задумайтесь: ведь в современное время большая часть существующих профессий требует творческого подхода значительно чаще, чем, скажем, несколько поколений назад. Расширение возможностей и автоматизация части творческого процесса позволяет нам значительно увеличить собственную продуктивность и креативность.
На какие этапы можно разбить творческий процесс?
Многие считают творчество неким магическим процессом, а исследователи тем временем сходятся во мнении, что у творческого процесса есть чёткие принципы работы: например, формулировка проблемы, накопление знаний и практики в определённой сфере, смешение разных областей и упорство.
-
Появление намерения. Каждое творческое действие начинается с целеполагания. Неважно, маркетолог ли решает определённую бизнес-модель, дизайнер ли работает над брифом, или художник ищет способы выразить идею или эмоции. Всё это происходит только после того, как появилось намерение что-то сделать.
Процесс формирования намерения присущ исключительно человеку. Есть вещи, на которые машина никогда не будет способна: она не сможет расплакаться над трогательной сценой в фильме, вздыхать из-за несчастной любви или поднять собственную семью. Желания и стремления могут возникнуть только в человеке.
-
Исследование поля своих действий. Все великие создатели ― неважно, в какой области ― являются учениками своего ремесла. Тщательное изучение своей области даёт им знания об используемых техниках, подходах и концепциях. Чем полнее ящик с инструментами, тем выше творческий потенциал.
К примеру, продолжительное изучение искусства Африки позволило Пикассо основать собственное движение в живописи ― кубизм, и стало поворотной точкой в его пути как художника.
-
Комбинация областей. По-настоящему революционные творческие действия исходят из синтезирования достижений из разных областей: как это сделал Пикассо, совместив европейский и африканский подходы к искусству, или Дарвин, совместив идеи из экономики, геологии и биологии, и получив в итоге свою теорию естественного отбора.
Идея комбинирования подтверждается и исследованиями, проведёнными в области психологии креативности: венгерским учёным Михалом Чикжентмихалый или американским физиком-информатиком Дугласом Хофштадером (в концепции «невозможных фигур»). Почти все инновации ― это искусство комбинации.
Технологии снимают барьеры перед творчеством
Удача и риски всегда играли серьёзные роли в процессе творчества. Что если бы наш любимый пример ― Пикассо ― не посетил выставку африканского искусства? Если бы Дарвин не отправился в путешествие на «Бигле»?
Верно и обратное: история полна примеров упущенных возможностей из-за недостатка информации.
Теория Дарвина оставалась незаконченной полвека по одной причине ― у него не хватало данных для определения механизма наследования врождённых черт. По иронии судьбы его современник, Грегор Мендель, открыл принципы генетики вскоре после публикации Дарвиным своей легендарной работы, но эти два учёных оставались незнакомы с работами друг друга в течение всей своей жизни.
Очевидно, что технологии изменили жизнь людей. Мы более не оторваны друг от друга пространством и временем, и практически работаем с одной базой данных. От общей сокровищницы человеческих знаний каждого отделяет пара кликов. Области познания больше не скрыты за барьерами обстоятельств и традиций, а доступны абсолютно всем, кто способен открыть поисковик.
Более того, технологии дают нам не просто доступ к информации, а личный контакт: будь то социальные сети или веб-конференции, но людям сейчас гораздо проще взаимодействовать друг с другом, чем когда-либо.
Исследование собственной области интересов более не зависит от удачи. Технологии нивелируют факторы риска.
Миксы и ремиксы
Между знанием и информацией существует фундаментальная разница. Знание – это личное достижение. Я могу уметь играть на пианино или знать, как пройти в библиотеку, но передать это знание другим ― достаточно трудоёмкая задача. Сложно объяснить вещи так, как они ощущаются на собственном опыте.
Информация же ― это хорошо воспроизводимая и хранимая единица. Мы можем хранить её и передавать с той точностью, с которой захотим, и комбинировать с другими единицами информации.
Сейчас стало очень просто комбинировать идеи с помощью уже известной информации, которая поначалу кажется избитой и банальной. Теперь процесс получения и передачи знаний перестал ассоциироваться с личным опытом. Избавленный от необходимости тяжкого труда, этот процесс требует только ярко выраженного намерения.
Симуляция падений
Неприятная правда состоит в том, что большинство творческих актов ― это неудачи. Роберт Вайсберг в своей книге «Творчество» говорит о том, что выдающееся творчество всегда сопряжено с грандиозной отдачей. Отличная работа получится только после того, как было проделано много хорошей работы. Затем останется только отделить зёрна от плевел.
Малкольм Гладуэлл, американский социолог, в своей книге «Давид и Голиаф» иллюстрирует трудности, связанные с фильтрованием результатов. Даже гении вроде Моне или Ренуара с трудом выбирали из своих картин одну, которую можно будет выставить на салонной выставке; они избавились от этих мук только тогда, когда получили возможность организовать собственные выставки.
Неудачи в аналаговом мире были дороги, утомительны и полны разочарований. Но в мире цифровом мы можем легко симулировать необходимое для успеха количество неудач. CAD, 3D-принтеры, A/B-тестирование ― технологии дают нам волю для виртуальных экспериментов до того, как мы воплотим идею в мире атомов.
Технологии значительно снижают расходы, необходимые на актуализацию наших намерений. Мы исследуем области своих интересов, смешиваем идеи и тестируем концепции почти без усилий. А значит, мы можем распробовать гораздо больше возможностей и повысить шансы на получение чего-то на самом деле выдающегося.
Подъём творческого класса
Творчество становится обязательной частью рабочего процесса. Символ XX века ― человека в деловом костюме ― заменил другой символ: хипстер со взлохмаченной шевелюрой и «рукавами» из татуировок.
А поскольку наше общество становится всё более технологичным, вместе с этим растёт и степень нашего творческого потенциала: рутинные задачи, ранее отнимавшие множество времени, теперь автоматизируются.
Сегодня совсем несложно ознакомиться с образцами искусства стран Африки. Современному Дарвину не нужно было бы отправляться в пятилетнее путешествие на Галапагосские острова: он бы полетел на самолёте или воспользовался интернетом.
Тот факт, что каждый из нас имеет доступ к богатству идей и инструментов, означает, что наш удел ― становиться более творческими. Как сказал Джарон Ланье: «В виртуальном мире бесконечного изобилия наблюдается только один недостаток ― недостаток творчества».
Перевод: Люся Ширшова. По материалам статьи Greg Satell на Forbes.ru.