Почему стоит работать гейм-дизайнером?

2015-04-08

Студия "Кефир!" и Apptractor рассказывают вам о тех, кто и как делает игры.

Введение

Многие геймеры задумываются о том, чтобы попробовать себя в игровой индустрии, участвуя в создании интересных продуктов. В этом случае вас наверняка заинтересует работа гейм-дизайнера – человека, которому в проекте отводится ключевая роль режиссера-постановщика.Что ж, знакомьтесь с профессией.Современная игровая индустрия дарит нам проекты на любой вкус – от забавных платформеров до зрелищных боевиков и «зубодробительных» файтингов. Наверняка многие из нас, начиная очередной уровень в полюбившейся игре, с восхищением восклицают про себя «Надо же, как им это удалось?». Но есть и такие геймеры, которые сразу же мысленно устраивают создателям «разбор полетов», рассуждая о силе противника, проработке уровня и сложности задания. Одновременно они проигрывают в голове различные сценарии из серии: «А что если…» и «А вот я бы здесь…». Узнали себя? Тогда вам прямой путь в игровую индустрию к созданию интересных проектов, а точнее, на должность гейм-дизайнера!

Немного о профессии

 

Позиция игрового дизайнера является одной из ключевых в игровой индустрии. Если провести параллель с кинематографом, то наилучшим аналогом здесь будет должность режиссера фильма. Являясь постановщиком игровой истории, дизайнер вкладывает душу в зарождающийся проект, изначально существующий только на бумаге или в памяти рабочего компьютера. Ему предстоит пройти вместе с новой игрой все «производственные» этапы, начиная от создания идеи и концепта, заканчивая официальным релизом и последующей поддержкой проекта, которая обычно заключается в исправлении ошибок. Не забудьте о роли связующего звена между всеми отделами, которые имеют какое-либо отношение к разработке проекта.

Кроме непосредственно технической части, человеку, работающему на этой должности, необходимо понимать психологию геймера. Каковы будут его действия в том или ином игровом фрагменте? Какие у пользователя возникнут эмоции? По сути, гейм-дизайнер должен предугадать ожидания игровой аудитории – что именно пользователи хотят увидеть в новой игре? А еще не стоит забывать, что для большинства компаний-разработчиков игровая индустрия – это серьезный бизнес, который должен приносить деньги, поэтому очень важно быть в курсе всех последних трендов и вкусов современного геймера.

С позицией гейм-дизайнера сложилась уникальная ситуация. Попасть на эту должность и легко, и трудно одновременно. С одной стороны, множество действительно талантливых людей работают в этой области «по призванию», без какого-либо образования, в результате чего геймеры наивно полагают, что самое главное здесь – это безмерная любовь к играм, а мастерство придет со временем. Они правы, но только до того момента, когда открывается другая сторона вопроса. От гейм-дизайнера требуется впечатляющий набор самых различных навыков для того, чтобы продуктивно работать и хорошо справляться со своей задачей.

В этой ситуации для нашего героя идеально подходит старинное русское выражение «швец, жнец и на дуде игрец» – нужно уметь делать множество самых различных вещей, поэтому опыт, полученный вами ранее при работе в других областях, будет как нельзя кстати. Разумеется, важную роль здесь также играет банальное везение.

Работа

Чем предстоит заниматься на работе?

Как мы уже говорили ранее, гейм-дизайнеру нужно быть «универсальным солдатом», который может выполнить ту или иную задачу. А заданий, поверьте, у нашего игрового режиссера-постановщика предостаточно.
 
Давайте взглянем на основные:
  • Создание проектной документации. Каждый игровой механизм нужно проработать и детально описать;
  • Генерация идей. Гейм-дизайнеру нужно не только придумать множество интересных идей для воплощения их в определенной игре, но и отобрать из них лучшие и объединить в общий концепт проекта;
  • Взаимодействие с членами команды. Требуется донести до разработчиков и художников свое понимание игры и контролировать реализацию проекта согласно установленному плану;
  • Работа над игровым интерфейсом. Графическая оболочка игры обычно многократно изменяется в процессе работы, а контролирует это именно гейм-дизайнер;
  • Расчет баланса для боевой и экономической системы игры. Одна из важнейших задач нашего героя, которая имеет огромное значение для итогового успеха проекта;
  • Анализ проблем и поиск решений. Актуально на завершающей стадии создания игры, когда благодаря тестированию обнаруживается множество ошибок, никак не проявлявших себя ранее;
  • Разработка игрового контента. В обязанности гейм-дизайнера входит создание сотен и тысяч игровых элементов (персонажи, враги, квесты, предметы, награды, подсказки и многое другое).

Иван Словцов, геймдизайнер в Ice-Pick Lodge

Не надо думать, что геймдизайн — это просто. Создание игры — это как составление карты местности, которая меняется каждый раз, когда вы ложитесь спать. Наутро вы можете осознать: то, что казалось вам очевидным и неоспоримым, не соответствует действительности.

Полезные навыки 

 

Хороший дизайнер игры должен обладать рядом определенных качеств, каждому из которых найдется применение при создании очередного игрового творения «с нуля».
 
На самом деле необходимых навыков даже при грубом подсчете наберется больше двух десятков, но мы выделим основные из них:  
  • Хорошо развитое воображение. Гейм-дизайнер должен отчетливо представлять себе, как будет выглядеть будущая игра – задолго до ее создания;
  • Коммуникабельность. Весь игровой мир, который пока существует лишь в вашей голове (см. пункт выше), нужно передать команде разработчиков, а еще убедить людей в том, что нужно делать, скажем, персонажи пяти рас в соответствии с дизайн-документом, а не тридцати пяти;
  • Дизайнерское чутье. Вы должны уметь «читать» любую игру, включая механику и геймплей, и не поддаваться эмоциям обычного игрока. Да, будьте готовы к тому, что ваше отношение к играм значительно поменяется;
  • Умение анализировать и критическое мышление. Помимо способности «разобрать на винтики» чужой проект гейм-дизайнер должен понимать, за счет чего игра получила столь большую популярность, и с умом использовать «выигрышные» элементы этого игрового конструктора для своих проектов;
  • Большой игровой опыт. Для того, чтобы объективно оценить, хорошая перед вами игрушка или плохая, нужны обширные знания индустрии, который достигается искренней любовью к видеоиграм и многими-многими часами, проведенными в игровых мирах;
  • Способность быстро обучаться новым вещам. Игровая индустрия быстро меняется, стараясь угодить миллионам геймеров, а вместе с ней меняются технологии и инструменты для достижения необходимого результата. Хороший гейм-дизайнер должен хватать все на лету, будь то изучение нового редактора уровней или понимание очередного веяния игровой моды;
  • Отличное владение русским языком и английским языками. Благодаря грамотному «великому и могучему» вы сможете «шлифовать» игровые тексты и общаться с командой, объясняя различные нюансы в разработке проекта и правильно аргументируя свою позицию. А «инглиш» нужен для поглощения профессиональной литературы и полезной информации в Интернете.

Константин Сахнов, гейм-дизайнер Mail.ru Group

Конечно, мы думаем, что занимаемся творчеством, создаём миры и героев, но на самом деле мы сидим в куче документов, формул, в математике, и постоянно что-то придумываем и высчитываем. Одна из важнейших задач геймдизайнера — это увидеть всю картину целиком. Обычно это очень сложно, потому что люди привыкли все дробить на детали и оценивать их по отдельности, а собрать потом обратно в одно целое довольно тяжело.

Взаимодействие с командой

 

Как упоминалось ранее, гейм-дизайнер выступает связующим 

 звеном между всеми участниками команды, которая работает над созданием игры. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками, нужно хотя бы в общих чертах понимать суть работы каждого из них и возможности специалистов – без этого не обойтись при постановке задач и реализации общего проекта.
Давайте вкратце рассмотрим ключевые должности, с которыми тесно сотрудничает гейм-дизайнер:
  • Программист. Отвечает за создание программного кода, с помощью которого игровой баланс и физика воплощаются в самой игре.
  • Художник. Занимается рисованием персонажей, текстур, игровых элементов.
  • Аниматор. Отвечает за движения персонажей и других объектов в игре. Часто должность совмещена с художником.
  • Дизайнер уровней. Занимается проработкой каждого этапа в игре: графические элементы, расположение бонусов, позиции персонажей и многое другое.
  • Звукорежиссер. Обеспечивает качественный звук, который способствует созданию соответствующей игровой атмосферы. Сотрудничает с композитором и актерами, отвечающими за озвучку игры.
  • Сценарист. Работает над сюжетной линией игры в соответствии с исходным планом.
  • Тестировщик. Выполняет проверку на наличие ошибок, обеспечивает участников команды расширенными отчетами по результатам тестирования для исправления всевозможных багов.
Будьте готовы к тому, что порой вам придется брать на себя обязанности то
го или иного специалиста за неимением в команде последнего. Кроме того, случается и так, что ведущий программист или художник-аниматор видит игру совсем по-другому и даже склонен игнорировать исходную концепцию, созданную гейм-дизайнером, полагая, что так будет лучше для проекта. В этом случае очень важно вернуть сотрудника «на путь истинный» независимо от его статуса в команде. Дело в том, что, если допустить импровизацию, скажем, в программном коде, оригинальный замысел будет утрачен вместе со всеми расчетами игровой физики и баланса. Тогда в лучшем случае у вас, к искреннему удивлению всей команды, получится игра другого жанра, а в худшем – абсолютно неиграбельный проект, который нанесет значительный урон репутации компании.

Пусть меня научат 

 

Как мы уже знаем, отсутствие «игрового» образования никогда не было камнем преткновения для работы гейм-дизайнером. В то же время, согласитесь, неплохо было бы знать о тех учебных заведениях в которых можно получить необходимые знания и заветный диплом. К сожалению, в настоящее время в России нет ни одного ВУЗа, который располагает соответствующей программой.В то же время в нашей стране существует несколько учебных заведений, которые предлагают курсы по игровому дизайну и смежным «наукам». Так, наличием факультета «Гейм-дизайн» может похвалиться школа компьютерной графики Scream School. Учебная программа курса, куратором которого выступает Вячеслав Гордеев, рассчитана на 4 семестра и является уникальной для России по объему предоставляемого материала.
 
Отдельного упоминания заслуживает также курс «Менеджмент игровых интернет-проектов» от столичной Высшей Школы Бизнес-Иформатики. Помимо основ гейм-дизайна курс программа дает знания в области авторского права, локализации программного продукта и финансового менеджмента, а также рассказывает, как взаимодействовать с игровой аудиторией. Наконец, регулярные экспресс-курсы по дизайну игр предлагает школа компьютерной графики RealTime.
 
Например, ближайшее мероприятие под названием «Гейм-дизайн. Базовый Курс», начало которого запланировано на 25 апреля 2015 года, рассчитано на три дня, а вести его будет старший гейм-дизайнер Mail.Ru Group Константин Сахнов.

Рекомендации для самоучек 

 

Помимо стандартного обучения, можно заняться саморазвитием и основательно «прокачать» описанные выше навыки, которые очень пригодятся на первой работе в качестве гейм-дизайнера.
 
Со своей стороны напишем несколько полезных советов, которые помогут вам приблизиться к своей цели и стать начинающим и вместе с тем уже востребованным специалистом в игровой индустрии:
  • Создавайте моды на любимые игры. История знает немало примеров, когда простые энтузиасты получили работу в крупных игровых компаниях на основе разработки интересного уровня к популярной игре;
  • Читайте книги о гейм-дизайне. Большинство из них издано на английском языке, поэтому его изучение также настоятельно рекомендуется;
  • Попробуйте создать свою игру. Можно начать с карточной или настольной игрушки, а затем воспользоваться бесплатными игровыми движками и подумать над собственным «цифровым» проектом;
  • Пишите концепты, обсуждайте их, делитесь своими идеями с родными и друзьями;
  • Выполняйте все тестовые задания. Всегда, когда вы подаете резюме на вакансию гейм-дизайнера, используйте возможность потренироваться. Обычно тестовый файл – это фрагмент вполне реальной задачи, над которой работает настоящий гейм-дизайнер;
  • Подумайте, как можно улучшить уже существующие игры, пишите об этом на страницах соответствующих официальных сообществ, общайтесь с разработчиками;
  • Посещайте игровые конференции. Из крупных отечественных мероприятий стоит обратить внимание на КРИ и Игромир, которые ежегодно проходят в Москве;
  • Попробуйте создать систему баланса для одного из ваших проектов. Лучше всего для этой цели использовать электронные таблицы из офисных пакетов Microsoft Office или Open Office.

Антон Михайлов, ведущий геймдизайнер в Tortuga Team

Не надо с ходу браться за крупный проект. Лучше начинать с малого. И иметь в виду, что игровой дизайнер — он отчасти архитектор. Совсем без понимания программирования ему никак. Он должен осознавать последствия тех или иных решений.

Заключение

 

Разумеется, позиция гейм-дизайнера не идеальна – впрочем, как и все остальное в нашем мире. Здесь вы рано или поздно встретитесь и с рабочими авралами, и с ненавистными дедлайнами «на вчера», и с непониманием со стороны некоторых сотрудников даже при условии того, что свою часть работы вы делаете качественно и в срок. Однако это те нюансы, которые встречается в любой профессии. Данные проблемы всегда можно решить и вместе с тем постараться не допускать их появления в будущем. Если же вы искренне любите видеоигры и готовы к постоянному развитию вместе с каждым проектом, то позиция гейм-дизайнера создана именно для вас. Вперед к воплощению мечты, «креативный» геймер!