IT-работа для патриота: и не надо никуда уезжать

2014-01-13

IT-сфера ― одна из тех областей человеческой деятельности, которая подвержена сильнейшей утечке квалифицированных кадров за рубеж. К 2015 году дефицит IT-специалистов в России составит около 300 тысяч человек. Главнейшим фактором такого дефицита является то, что высококлассные молодые специалисты, вчерашние выпускники престижных вузов находят работу в западных IT-компаниях. Что же привлекает талантливую молодежь на Запад и чего она не находит на российском рынке информационных технологий? Возможность творческой реализации? Достойная материальная компенсация? Комфортность офиса? Мы расскажем про три российские IT-компании, которым удалось создать у себя атмосферу для работы не хуже, а может и лучше, чем в любой западной IT-корпорации.

 

JetBrains — международная IT-компания, мировой лидер в производстве инструментов для программистов

У компании есть офисы в нескольких городах мира: Мюнхен, Прага, Бостон. В Петербурге находится главный центр разработок, также есть офис в Москве. До недавнего времени в сети был доступен только англоязычный сайт компании, поэтому для многих, возможно, будет неожиданностью, что JetBrains имеет питерские корни.

Компания активно формирует образовательную среду в области программирования, создала и поддерживает проекты, популяризующие науку. Так, JetBrains сотрудничает с ведущими вузами Петербурга, готовящими программистов, предоставляет возможность талантливым активным студентам пройти стажировку в компании, а также получить дополнительное образование. Её основные образовательные партнеры ― кафедра системного программирования матмеха СПбГУ, кафедра математических и информационных технологий СПбАУ, питерское отделение математического института им. Стеклова и НИУ ИТМО. В качестве источника дополнительного образования JetBrains развивает Computer Science Center (вместе с Yandex), а в качестве дополнительной программы в университете ― научно-исследовательскую лабораторию JetBrains на матмехе СПбГУ. Курсы читают опытные преподаватели и эксперты-практики крупнейших IT-компаний. Они дают студентам материал, актуальность изучения которого диктуется настоящим моментом. В программировании, где ежесекундно появляются новые продукты и тенденции, такой подход позволяет ребятам получать ценные знания, которые  не всегда способны дать их родные вузы. В Академическом университете JetBrains участвует в формировании учебных программ, а сотрудники компании ведут курсы лекций и практические занятия.

Под эгидой компании также проходят приобретающие у нас всё большую популярность «битвы учёных»  Science Slams. Суть Science Slam заключается в том, что молодые учёные за 10 минут должны популярно и интересно изложить широкой аудитории смысл своих научных изысканий. Основной целью таких мероприятий JetBrains считает повышение интереса молодежи к науке, и за счет этого ― дальнейшее развитие интеллектуальной научной среды в России.

Отдельно следует рассказать об офисе компании. Главный разработческий центр JetBrains располагается в новом семиэтажном бизнес-центре на Васильевском острове. Креативный дизайн отвечает рабочим задачам: быть на шаг впереди, не просто производить софт, но заниматься творчеством. В офисе есть всё для удобной работы: шесть этажей рабочих кабинетов с переговорными комнатами, зонами для отдыха и кофе-пойнтами, подземный и автоматический паркинги, просторный двор. На седьмом, мансардном этаже, располагаются библиотека, залы для конференций и кино, музыкальная комната с пианино, спортивная комната с тренажерами, теннисным столом и душевыми, а также комната для массажа. Там же, на самом верху, располагается кабинет HR-отдела. Кстати, менеджеры по работе с персоналом каждый год готовят новогодний выезд сотрудников с семьями, и вот уже второй год подряд была организована поездка сотрудников со вторыми половинами и детьми в СПА-отель с аквапарком в Финляндии: компания оплатила все расходы, включая визы, поездку на «Аллегро», проживание. Так компания говорит спасибо своим сотрудникам за отличную работу.

Ещё в офисе есть кафе с собственной кухней и бесплатными обедами для сотрудников.

Каждый этаж оформлен в своем цвете и своем стиле.

Интересно, что даже крыша здания не осталась без дела: в летнее время она становится частью офисного пространства: здесь стоят диваны и столики, есть Wi-Fi. В хорошую погоду сотрудники могут работать с видом на исторический центр Петербурга  Исаакиевский собор, Петропавловскую крепость, Адмиралтейство.

Забавный факт: мюнхенский офис  компании «укомплектован» сотрудниками, которые раньше работали в Питере. И до какого-то момента существовало негласное мнение, что тем, кто уехал в Мюнхен, живётся в европейском офисе лучше. Теперь, когда коллеги из Баварии приезжают в командировку в Питер, они не скрывают своих восторгов и даже затеяли «ре-дизайн» у себя.

В JetBrains существует весьма интересная организация рабочего процесса. Начальник — это скорее друг или координатор, но никак не жесткий надсмотрщик. Работа основана в первую очередь на том, что людям интересно то, что они делают. Сотрудник JetBrains может выбирать свой индивидуальный график работы. Офис работает круглосуточно. Озаренный внезапной гениальной идеей каждый может прийти на работу в любое время дня и ночи, чтобы сразу же воплотить свою задумку в жизнь.

 

Яндекс — лидер поисковых систем и IT-разработчик

Сегодня Яндекс  одна из самых известных IT-компаний России. Сервисами Яндекса пользуются в России, Беларуси, Казахстане, Турции и Украине. Конечно же, самый известный сервис  это Поиск. Но есть еще Карты, Маркет, Афиша и много чего ещё.

Офисы Яндекса есть в разных городах России и мира: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Стамбуле, Пало-Альто, Цюрихе и других городах. В каждом офисе — своя уникальная атмосфера. Конечно же, в офисах Яндекс есть всё то, чем привыкли удивлять IT-компании: корпоративное кафе, спортзалы в офисе, кухни с фруктами и овощами, музыкальная комната с аппаратурой, где можно репетировать после работы, гамаки и пуфы и так далее.

Но важнее то, что в офисах Яндекса чувствуешь себя как дома. В Яндексе можно ходить в войлочных тапочках, жевать бутерброды с сыром, которые готовят хозяюшки (сотрудницы, которые смотрят за порядком) и записывать свои мысли на стенах. В компании не придают большого значения условностям, и это создаёт атмосферу, в которой могут рождаться классные идеи.

Что интересно, сервисы Яндекса создаются не только в штаб-квартире в Москве. Например, Авто и Недвижимость разрабатываются в Санкт-Петербурге, Расписания и Афиша — в Екатеринбурге. Региональные офисы разработки участвуют в разработке Поиска, Браузера и других сервисов. В регионах много сильных IT-специалистов, поэтому офисы Яндекса быстро растут: и по численности сотрудников, и по занимаемым площадям.

В Яндексе много команд — как больших, таких как Поиск или Карты, так и не очень — например, команда Перевода. Как правило, команды Яндекса работают в open space. Каждая команда может обустроить свою часть пространства как им хочется.

Яндекс — очень открытая компания. Сотрудники Яндекса — простые в общении ребята, увлечённые своей работой. В Яндексе почти всегда обращаются к коллегам на «ты» и помнят о единственном правиле дресс-кода: «Главное — приходить на работу в одежде».

В «Уставе корпоративного монастыря» — неформальном документе о том, как устроена жизнь в Яндексе, есть строчки: «В Яндексе приветствуется умение думать, открыто высказываться и внимательно слушать коллег. Сотрудники разных отделов часто видят одну и ту же проблему с разных сторон — именно это позволяет Яндексу успешно развиваться». Многие решения принимаются после обсуждений в команде.

Машинное обучение, компьютерное зрение, распознавание речи — в разработке сервисов Яндекса используются новые технологии, которым почти нигде не учат. Поэтому шесть лет назад компания открыла собственное образовательное учреждение – Школу анализа данных. Школа анализа данных (ШАД) — это двухгодичный курс подготовки разработчиков. Школа готовит специалистов по big data. Среди преподавателей ШАД не только преподаватели вузов и авторитетные учёные, но и опытные программисты Яндекса, которые побеждали в мировых чемпионатах по спортивному программированию. На сегодняшний момент у ШАДа уже 260 выпускников. Причем они работают не только в Яндексе, но и других компаниях России и мира. Выпускники ШАДа невероятно востребованы в самых амбициозных с точки зрения разработки проектах.

В МФТИ, ВШЭ и СПбГУ открыты направления магистратуры по подготовке специалистов в области обработки и хранения больших данных, созданные совместно с Яндексом. В МГУ на механико-математическом факультете действует совместная образовательная программа: студенты могут посещать курсы в Школе анализа данных Яндекса и там же сдавать экзамены. Такая же программа существует в Новосибирском госуниверситете.

Больше половины сотрудников Яндекса — разработчики. Яндексу очень нужны front-end и back-end разработчики на С++, Python, Perl, Java, JavaScript. Получить опыт работы с нужными языками программирования можно в процессе стажировки. Программа стажировок разработчиков действует в течение всего года в московском и петербургском офисах Яндекса.  Если студент или выпускник планирует стать руководителем интернет-проектов, хорошим стартом для карьеры станет учеба в Школе менеджеров Яндекса. Также в компании есть Школа разработчиков интерфейсов, курсы информационных технологий и много других программ. В процессе обучения участники академических программ занимаются реальными «боевыми» задачами. Если стажер хорошо себя проявил и стал частью команды, конечно же, ему сделают предложение о работе.

 

PlayDisplay — продакшн-компания, лидер в разработке дополненной реальности

К настоящему времени PlayDisplay  команда, уже успевшая зарекомендовать себя на российском IT-рынке. За 12 лет своего присутствия в IT-сфере PlayDisplay удалось реализовать множество проектов в брендинге и интерактивном дизайне. PlayDisplay  пионеры такого явления, как видеополиграфия.

Компания выстроила рабочую атмосферу таким образом, что каждый получает колоссальное удовольствие от своих трудов и чувствует себя нужным. Достигается это грамотным выстраиванием коммуникаций между сотрудниками и системой различных мотиваций. Средний возраст команды – 30 лет. В PlayDisplay всячески поощряются инициативы по внесению новых идей и своего видения в развитие продуктов компании. Работая в этой команде, вы можете повышать свою квалификацию в любой удобный момент. В компании развита система тренингов и других приятно-полезных форм самообразования и тимбилдинга. Если вы сможете доказать необходимость и актуальность прохождения нужного вам обучения, то вам всегда предоставят такую возможность.

PlayDisplay открыта для молодежи. В компании предусмотрены стажировки на 2-3 месяца для студентов, изучающих программирование под ios, android с факультативом Unity; для студентов, изучающих 3D-моделирование, анимацию. Самые активные и успешные студенты смогут в дальнейшем стать частью команды PlayDisplay. Так, успешными и результативными были стажировки в компании студентов из МИФИ и Строгановского университета. В следующем году компания планирует значительно увеличить спектр вузов, с которыми будет налажено сотрудничество, и в разы увеличить свою образовательную активность.

PlayDisplay  компания, которая и сама активно ищет кадры. Для этого она использует любые мероприятия, где принимает участие талантливая молодежь: мастер-классы, различные тематические форумы и конференции. Например, такие события как BitbyteGadgetfair, СелигерМеждународный день молодежи, Всероссийской инновационный конвент, Форум молодежи. Часто, всем желающим дается задание-квест, по результатам выполнения которого самых успешных участников приглашают на собеседование.

Фишкой компании являются подарки для сотрудников. Конечно же, в их основе лежит технология дополненной реальности. Если в качестве подарка выступает шарф, то на нем есть этикетка с QR-кодом, с зашифрованными контактами сотрудника. С помощью мобильного гаджета такой шарф превращается в живую электронную визитку. В качестве подарков клиентам на новый год креативщики PlayDisplay придумали термокружки с брендированным принтом. Достаточно скачать приложение и навести на кружку смартфон или планшет, и вокруг кружки начинают происходить волшебство, возникает анимированная праздничная анимация в дополненной реальности, которая обыгрывает назначение кружки и свойства воды. У всех членов команды есть фирменные визитки. На оборотной стороне такой визитки есть картинка. При наведении на нее планшета с установленным приложением визитка оживает, появляется дополненная реальность с анимацией, далее возникает 3D-интерфейс, позволяющий перейти на сайт компании, или страницу в фейсбуке, а также написать письмо сотруднику  владельцу визитки.

Еще одной интересной особенностью работы в PlayDisplay являются летние выездные летучки. Офис-менеджер ищет какое-нибудь интересное и уютное место с пуфиками и диванчиками в зоне wi-fi, желательно в парке или сквере, а затем рассылает всем информацию, где завтра будет проходить летучка, позитивно настраивающая команду на рабочую неделю. Такие неожиданные перемещения позволяют сменить привычную будничную атмосферу, что служит своеобразным стимулом к новым решениям и озарениям.

PlayDisplay уделяет много времени и проведению своих профессиональных исследований. Это прямой путь к созданию фирменных ноу-хау, а своевременно внедренное ноу-хау – это главная составляющая коммерческого успеха. Словом, офис PlayDisplay – это большая творческая мастерская, где варятся талантливые и интересные люди, постоянно создающие новые, креативные и при этом еще и коммерчески успешные проекты и продукты.

Благодарим за материал Алексея Шабельского, научного журналиста ресурса о науке, образовании и инновациях.

Image credit: The Village, sudarikov.ru и yandex.ru.  

 


Посмотрите актуальные вакансии компании PlayDisplay, Яндекс и JetBrains

Читайте также: 

Рекрутинг талантов в IT

Рынок труда в мобильной разработке: по обе стороны баррикад

Управлять людьми, а не биомассой