Хороший лидер VS плохой лидер

2014-01-10

Когда я закончил своё образование, я думал, что для того, чтобы стать великим разработчиком, мне нужны технические навыки. И ничего более. Проблемы с людьми пусть решают другие люди.

Но опыт, приобретаемый с годами, убедил меня в обратном. Когда я слышу о том, что навыки общения с людьми являются врождёнными, а не приобретаемыми, я теперь могу доказать обратное.

Никто не рождается с фиксированным набором навыков. Мы учимся, наблюдая и копируя поведение других людей. Да, много теоретических познаний приносят книги. Но жизнь узнаётся только из жизни.

Если у вас есть проблемы с общением, всё что вам нужно  это наблюдать и учиться. Даже если ваша деятельность тесно не связана с управлением людьми и коммуникацией с ними.

Мало кому повезло встретить на своём пути по-настоящему прекрасных лидеров, но это не беда. Настоящим ценностям можно научиться только у плохих, посредством доказательства от противного. Мне в этом смысле повезло: я повстречал множество самых бездарных лидеров, каких только можно представить.

Давайте посмотрим, чем хороший лидер отличается от плохого.  

 

КРИТЕРИЙ

ХОРОШИЙ ЛИДЕР

ПЛОХОЙ ЛИДЕР

Ответственность

Всегда несёт ответственность за свой проект. Если проект оказывается провальным, берёт вину за себя и признаёт свои ошибки.

Ничто не может произойти по его вине, поэтому направляет всю энергию на то, чтобы доказать, что виновата команда или некоторые её участники. 

Трудолюбие

 

Модель для подражания для всей команды. Работает не меньше, чем любой из участников команды. Не тешит себя надеждой, что как облечённый властью человек может взять на себя только самую приятную часть работы, а остальное скинуть на коллег. 

 

Уже пресытился всем, чем можно. С какой стати ему писать код, если у него в услужении есть столько рабов?

Наставничество

 

Помогает младшим участникам команды. Следит за тем, чтобы они справились со сложной частью заданий. Знает, что время, посвящённое команде, потом вернётся ему стократно в виде качественной работы.

 

Не переживает за сотрудников. Закаляет новичков самыми сложными задачами. Не боги горшки обжигали. 

Уважение

 

Уважает каждого из своих коллег, вне зависимости от их квалификации. Знает, что повести команду вперёд можно только через доверие и уважение, а не через страх.

 

Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех (с). Смеётся, когда кто-то совершает ошибку. Вдоволь отсмеявшись, докладывает руководству о непутёвом работнике. 

Карьера

 

Верит в постоянное обучение и профессионализм. Хорошо делает свою работу и убеждён в том, что находится именно на том месте, которого заслуживает. 

 

Добивается своего не своей квалификацией, а мастерством подлизывания. С тем же рвением, с каким он издевается над подчинёнными, пресмыкается перед вышестоящими. 

Управление

гневом

 

Эмоционально зрелый человек, знающий, как контролировать свои чувства. Не кричит и не угрожает ни при каких обстоятельствах. 

 

Любит продемонстрировать своё положение, обычно путём унижения команды. Верит, что страх  главная движущая сила прогресса. 

Доверие

 

Доверяет своим сотрудникам. Знает, что работает с умными людьми, имеющими представление о своей деятельности. Вдохновляет команду на выход из зоны комфорта, на саморазвитие и совершенствование. 

 

Никому, кроме себя, не верит. Считает, что его команда ни на что, кроме написания пары модульных тестов да документации, не способна. 

Распределение

задач

 

Вовремя замечает те задачи, которых все избегают. Как мудрый человек, начинает их выполнять сам, а за ним подтягиваются и остальные. 

 

Выбирает для работы только то, что нравится ему. Например, тестирует новый фреймворк. Может отдать эту задачу другому только тогда, когда ему надоест ковыряться самому.

Решение проблем

 

Приложит все усилия, чтобы преодолеть любые препятствия. В случаях, когда его сил недостаточно для решения проблемы, немедленно сообщает о ней руководству. 

 

Маскирует проблемы. Не любит сообщать о них и говорить о них из боязни испортить свою репутацию. Ищет виноватых: любого, кроме себя.

Код-ревью

 

Понимает необходимость код-ревью, мотивирует всю команду рецензировать код, написанный друг другом. Часто возникающие проблемы регистрируют в файле, открытом для всей команды, чтобы все сотрудники сразу видели, как решать ту или иную проблему. 

 

У него нет времени на рецензирование кода. Все работают поодиночке. Если кому-то из команды не повезло что-то сломать, такой лидер просто сделает виновнику выговор. 

Неудовлетворён-ность

 

У любого лидера когда-то был свой наставник. Если у него был плохой учитель, он обещал себе, что никогда не будет поступать так же, как он. Хороший лидер достаточно мудр, чтобы учиться на чужих ошибках. 

 

Плохой лидер, воспитанный таким же плохим учителем, хочет, чтобы и остальные пострадали так же, как он когда-то. 

Новые идеи

 

Любит слушать, а не говорить. Мотивирует всю команду к участию в мозговых штурмах. Знает, что отличная идея зачастую рождается там, откуда её ждёшь меньше всего. 

 

 

Не любит, когда другие демонстрируют свои так называемые хорошие идеи. Его мысли в любом случае будут лучше. Интересное мнение обсмеёт, но потом отправится с ним к начальству и выдаст за своё. 

Плохой лидер приносит одни расходы. На проект, который ведёт бездарный руководитель, тратится больше денег и больше времени, вне зависимости от квалификации команды. Из каких бы классных специалистов ни состояла команда, плохой лидер способен утопить и их усилия. Это, пожалуй, единственное, что он умеет делать хорошо. 

Перевод: Люся Ширшова. По материалам блога Vlad Mihalcea


Читайте также: 

Управлять людьми, а не биомассой

Программисты: бездельники или трудоголики?

Переработка: диагноз или норма?