В чём секрет Интернета: от создателя Twitter

2013-10-02

«Я понял, как работает Интернет». 

С этой фразы Эв Уильямс начал своё выступление на конференции ХОХО в Портланде, штат Орегон. Может быть, это был сарказм, но последующие полчаса он разворачивал перед аудиторией свой взгляд на всемирную паутину, который формировался в течение 20 лет (можно скромно умолчать о его опыте создания таких компаний, как Twitter и Blogger).

В своей речи Уильямс объяснял, что такое интернет, как он работает, и как он может принести деньги. Он не самый лучший оратор на свете, но его мысль была ясна: в эпоху, когда интернет-предприниматели не знают, в какую сторону посмотреть, чтобы найти нишу, которую никто не занимает, стоит взглянуть на что-то уже привычное и испытанное  и улучшить это. Речь Уильямса обязательно станет маяком, отправной точкой развития для молодого поколения Кремниевой долины. 

«Интернет  это гигантская машина, призванная давать людям то, что они хотят». Это не утопия. Не уличная магия. Это своеобразный движок для создания удобства. Те, кто умеет настроить этот движок, решать человеческие проблемы быстрее и проще,  те и получают прибыль. Те, кто теряет из вида основные человеческие потребности в погоне за новыми идеями, получают только проблемы.

«Нам часто кажется, что Интернет вдохновляет нас на новое. Но люди просто хотят делать то же самое, что делали и раньше».

В 1994 г. Уильямс закончил колледж в штате Небраска и выпускал обучающие видео, помогающие людям выйти во всемирную сеть. В этих видео он описывал сеть как «мозаику, составленную из трёх компонентов: компьютеры, информация и люди». Больше он так не думает. 

После ухода из Twitter в 2011 г. и выращивания сети блогов Medium Уильямс переформулировал свой подход. Компьютеры получили настолько широкое распространение и настолько сильно изменились (и в размерах, и в функциях), что информационный поток и ширина его канала стала очень привычной. Сейчас в онлайне вы видите те же типы и группы людей, с которыми сталкиваетесь ежедневно. Что действительно важно в настоящее время – это связи между людьми и машинами.

«Есть аппаратные связи, есть связи между данными и ПО. Взгляните на любой крупный интернет-проект – он состоит из множества связей. Подписаться  это установить связь. Поставить лайк  тоже. Интернет сейчас связывает между собой всё и вся, каждое событие, каждую мысль: многослойные, многочисленные связи. Всё, что мы делаем, каждое место, где мы находимся, каждая наша мысль, каждая мысль других людей  всё это взаимосвязано, и эти взаимосвязи продолжают расти и углубляться».

Связи не просто растут. Они растут в определённом направлении. Существует организационный принцип, работающий в Интернете и предсказывающий его развитие в будущем: УДОБСТВО.

«Интернет позволяет людям легко достичь желаемого. Другими словами, он даёт нам удобство. Удобство в интернете основано на двух вещах: на скорости и простоте. Если вы внимательно посмотрите на проекты интернет-гигантов, вы увидите, в чём их отличия от всех остальных: они работают быстро и не заставляют людей думать». Люди не хотят ждать и не хотят думать над тем, что им нужно сделать для получения результата.

Google, Facebook, Amazon и Apple  отличные примеры производителей удобных продуктов. Им пришлось пройти долгий путь, постепенно выкидывая ненужные для пользователя шаги, упрощая серии действий. В этом заклюяался и секрет Blogger: он упростил загрузку нового контента в сеть. До появления Blogger необходимо было создать новый документ, сохранить его, вручную загрузить, просмотреть его в браузере… Blogger позволил людям просто напечатать свои мысли в веб-форму и нажать на кнопку «Публиковать».

Это и есть ключ к онлайн-успеху: максимально упростить действия, которые нужно совершить пользователю.

«Если хотите построить компанию с миллиардными активами, проделайте следующее: выберите одно человеческое желание, изучите его как следует и постройте лестницу к его исполнению с помощью технологий».

Взять, к примеру, сервис Uber (онлайн-сервис мгновенного заказа такси). Насколько нова потребность добраться из одного места в другое? Насколько сложна была реализация? Эти ребята просто построили ступеньки для простого процесса: оформили связь между клиентом и водителем.

Такая точка зрения может показаться примитивной, но в этом-то всё и дело. Интернет стал массовым явлением, пора уже принять тот факт, что он  не волшебная вселенная. Это просто ещё один способ повысить качество жизни.

«Интернет уже не тот, что 20 лет назад. Это не мир мечты. Он ничем не отличается от основных технологических революций, которые уже происходили в нашем обществе».  Уильямс сравнивает Интернет с сельским хозяйством. «Сельское хозяйство не только кормило людей, оно освободило их время для многих других вещей  например, для искусства и науки».

Проблема лишь в том, что мы часто доводим идею удобства до абсурда. «Посмотрите на сельскохозяйственные инновации на своём пике. Мы сталкиваемся с индустриализированными фермами, наносящими вред окружающей среде, животным и пищевым продуктам. Посмотрите на страну, имеющую такой простой доступ к пище, что люди становятся зависимыми, ожиревшими и болезненными». Он сравнивает этот сельскохозяйственный бред с нашим нездоровым пристрастием к лайкам и репостам и навязчивой привычкой считать количество своих подписчиков и друзей в соц.сетях.

Вряд ли это можно назвать пощёчиной Твиттеру, в создании которого Уильямс принимал участие. Это, скорее наблюдение за человеческой природой. Люди всегда останутся людьми. Интернет даёт людям то, что они ищут. А те, кто понимает, куда направить поток людских желаний, и будут наделены властью.

Перевод: Люся Ширшова. По материалам Wired.com


Читайте также:

Закончится ли «золотая эра программистов»?

Своё дело: от инженера до технического директора

Дэйв Мэтвин: jQuery создают личности